Реорганизация юридических лиц и ее виды
Смысл данной юридической процедуры состоит в том, что посредством ее создаются одни (новые) и прекращаются другие (существующие) юридические лица, причем обычно данные процессы связаны между собой. Поэтому реорганизация – альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридического лица и одновременно один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц. Так, реорганизация возможна в пяти формах: слияние (A +
+ B = C), присоединение (A + B = A), разделение (A = B + C), выделение (A = A + B), преобразо-вание (A ® B) (п. 1 ст. 57). Таким образом, при слиянии, разделении и преобразовании возникно-вение и прекращение юридического лица протекают параллельно; напротив, при выделении возникновение одного (нескольких) юридических лиц не сопряжено с прекращением другого юридического лица, а при присоединении прекращение одного (нескольких) юридических лиц не сопряжено с возникновением другого юридического лица. Поэтому выделение – только способ возникновения юридического лица (если, конечно, выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лица не связано с одновременной ликвидацией реоргани-зуемого юридического лица), а присоединение – только способ прекращения юридического лица.
При слиянии реорганизация считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, с этого момента считаются прекратившими свою деятельность. При разделении реорганизация считается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, с этого момента считается прекратившим свою деятельность. При преобразовании реорганизация считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего ЮЛ, а преобразованное ЮЛ с этого момента считается прекратившим свою деятельность. При выделении реорганизация считается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. Наконец, при присоединении реорганизация считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК, ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц).
Никакие другие формы реорганизации невозможны, но возможны комбинации названных форм, например особо предусматриваемое для акционерного общества разделение (выделение), осуществляемое одновременно со слиянием (присоединением). При реорганизации в форме разделения (выделения), осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме слияния, реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния. В свою очередь, реорганизация в форме разделения (выделения) и одновременно осуществляемая реорганизация в форме присоединения считаются завершенными с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения (выделения); такая запись вносится одновременно с внесением в ЕГРЮЛ записи о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, причем сначала вносится запись о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения (выделения), затем – запись о прекращении его деятельности (п. 1, 9 ст. 19.1 Закона об акционерных обществах).
Всякая реорганизация возможна по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами на принятие решения о реорганизации (добровольная реорганизация) (п. 1 ст. 57). Для слияния и присоединения хозяйст-венных обществ нужен договор между сливающимися обществами (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) (ст. ст. 52, 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. ст. 16, 17 Закона об акционерных обществах). Данные договоры, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать целый ряд существенных условий, устанавливаемых законом (п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об акционерных обществах).
В предусмотренных законом случаях разделение и выделение возможны по решению уполномоченных госорганов или суда, а слияние, присоединение и преобразование требуют согласования с уполномоченными госорганами (ср. абз. 1 п. 2 и п. 3 ст. 57). В том и в другом случае речь, в частности, идет об антимонопольных органах (п. 1 – 3 ч. 1 ст. 27, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Реорганизация юридического лица по решению госоргана осуществляется учредителями (участниками), уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами, в срок, определенный в данном решении (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий – лицо, назначенное судом по иску госоргана для реорганизации юридического лица (принудительная реорганизация). С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению юридическим лицом, он выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимый при разделении (выделении) разделительный баланс (п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК) и передает его вместе с учредительными документами вновь возникающих юридических лиц на рассмотрение суда для утверждения. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов вновь возникающих юридических лиц – основание для регистрации последних (абз. 2 п. 2 ст. 57).
Слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты формы. Поэтому акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (присоединиться только к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (выделения из него) могут быть только другие – один или несколько производственных кооперативов. И только при преобразовании одна форма меняется на другую (п. 5 ст. 58 ГК), при этом свобода смены формы ограничена законом (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).
Иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую, и наоборот. Так, акционерное общество не может преобразоваться в хозяйственное товарищество, но может преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 2 ст. 104 ГК, п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах), унитарное предприятие – в государственное (муниципальное) учреждение (ст. 34 Закона об унитарных предприятиях), некоммерческое партнерство и частное учреждение –
в хозяйственное общество, объединение ЮЛ (ассоциация или союз) – в хозяйственное общество или товарищество (п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Преобразование коммерческой организации в некоммерческую предполагает переход от универсальной правоспособности к специальной и наоборот с учетом правил п. 1 ст. 49 ГК. Иногда свобода преобразования ограничивается указанием на невозможные формы правопреемника. Так, благотворительные организации не могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества (п. 2 ст. 11 Закона о благотворительной деятельности). Известны также юридические лица (в частности, фонды), которые по прямому указанию закона не подлежат реорганизации в принципе (п. 6 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).
Реорганизацию следует отличать от целого ряда других мероприятий, с которыми так или иначе связано изменение организационной и (или) имущественной составляющей юридического лица, а именно от: а) изменения состава участников юридического лица (в том числе смены собственника его имущества); б) изменения состава и размера имущественных взносов участников в имущество юридического лица; в) изменения внутренней структуры (устройства) юридического лица (слияния или разделения цехов, бригад, производств, в том числе филиалов и представительств и т.п.); г) изменения органов юридического лица (например формирования в хозяйственном обществе отсутствовавшего прежде совета директоров или отказа от директора в пользу управляющего или управляющей организации); д) создания товариществом или обществом дочернего общества по принципу одночленной компании; е) комплексного отчуждения имущества юридического лица.
Все эти мероприятия отличаются от реорганизации тем, что изменения (состава участников, размера или структуры имущества, подразделений, органов и т.п.) происходят в рамках одного и того же существующего юридического лица при отсутствии юридического лица -правопреемника, а иногда отсутствует необходимый для реорганизации признак универсального правопреемства (например, дочернее общество наделяется учредителем только имущественными активами, но не пассивами, а в таких условиях говорить можно только о сингулярном правопреемстве). При комплексном отчуждении имущества юридического лица и вовсе имеют место два разных субъекта – отчуждатель и приобретатель (имущества), связанные отчуждательной сделкой
(ст. 559–566 ГК), причем ни тот ни другой не прекращаются и не возникают вновь, как при реорганизации.
Сложнее соотнести реорганизацию в форме преобразования и изменение вида юридического лица в рамках единой формы (например, переход от закрытого акционерного общества к открытому или от казенного предприятия к предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения). Сам законодатель явно смешивает вид и форму преобразуемого юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК), говорит о преобразовании закрытого акционерного общества в открытое (абз. 3 п. 3
ст. 7 Закона об акционерных обществах) и, заявляя о том, что "не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия...", немедленно говорит о преобразовании казенного предприятия в обычное (ср. п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). Отсюда само преобразование (и сопряженное с ним правопреемство) можно рассматривать и в связи с реорганизацией как одну из ее форм, и вне связи с реорганизацией как простое видоизменение в рамках единой организационно-правовой формы.