Конституционное регулирование экономических отношений

Экономическая система. В российской литерату­ре отмечалось, что "китайский вариант социалистического то­талитаризма продемонстрировал больший потенциал трансформируемости, чем его советский вариант"*. Особенно наглядно это видно на примере экономической системы и ее конституци­онной регламентации. В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

* Оникиенко Л. Ф. Экономика впереди политики // Авторитаризм и де­мократия в развивающихся странах. М., 1996. С. 205.

Конституции социалистических стран, как правило, содер­жали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характери­стика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической эко­номике говорилось как о свершившемся факте, тогда как вто­рой вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Фор­мулировки Конституции КНР сочетают оба подхода.

С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: "Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики — социалистическая общественная соб­ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс". Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти­ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим­ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: "На началь­ной стадии социализма государство поддерживает экономичес­кую систему, при которой общественная собственность доми­нирует и другие формы собственности развиваются параллель­но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения". В противоречивости этих положений получа­ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци­алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров­не в течение неопределенного времени в сочетании с разви­тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми­рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти­туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи­ла: "Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро­ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч­ного регулирования государство гарантирует пропорциональ­ное, гармоничное развитие народного хозяйства". До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему:

— распределение ресурсов при использовании рыночного механизма;

— самостоятельность хозяйственных предприятий;

— четкое определение прав собственности;

— создание рынка факторов производства;

— косвенный макроэкономический контроль правитель­ства;

— разработка законодательства, регламентирующего хо­зяйственную деятельность*.

* См.: Цзо Чанцин. Создание новой системы социалистической рыночной экономики // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2. С. 77—78.

Социалистический характер экономики Китая проявляет­ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми­нировании государственной собственности в народном хозяй­стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру­ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, "допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави­симости от задач экономической политики китайского руко­водства и практических потребностей реформы"*.

* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 41.

Политическая установка КПК на создание социалистичес­кой рыночной экономики получила конституционное оформле­ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит:

"Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование.

Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества".

Следует отметить, что положения о социалистической ры­ночной экономике появились несколько раньше в Конститу­ции другой социалистической страны — в Конституции СРВ 1992 г.*

* Статья 15 вьетнамской Конституции гласит: "Государство управляет многоукладной экономикой товарного производства и развивает ее на основе рыночного механизма и социалистической ориентации. Многоук­ладная экономика с разными ее формами организации производства и предпринимательства основывается на общенародной, коллективной, частной собственности, среди которых общенародная и коллективная собственность являются основными".

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: "Сельские коллективные хо­зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе­му хозяйствования, основой которой является семейный под­ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со­бой социалистический сектор экономики, основанный на сис­теме коллективной собственности трудящихся масс".

Выше мы уже отметили и другую особенность Конститу­ции — допуск иностранного капитала.

Собственность. Стремление социалистического госу­дарства возможно детальнее регулировать и контролировать общественные отношения особенно ярко проявляется в под­ходе к регулированию собственности. Для конституций социа­листических стран характерно перечисление и подробная ха­рактеристика форм собственности.

Многообразие форм собственности в Китае прямо связы­вается с особенностями переходного периода. Конституцион­ное регулирование отражает разрешительный подход к фор­мам собственности: упор делается на закрепление правового статуса отдельных форм собственности, далеко не равноправ­ных. Так, наряду с вышеприведенной характеристикой обще­ственной собственности на средства производства как основы экономической системы в ст. 7 Конституции установлено, что государственный сектор экономики — "руководящая сила в народном хозяйстве", а различные формы кооперативной соб­ственности (несельскохозяйственной) рассматриваются как со­циалистический сектор хозяйства (часть вторая ст. 8). О кон­ституционной характеристике необщественного сектора (ин­дивидуального и частного) выше также говорилось. Она означает официальное признание эффективности частного предпринимательства, что само по себе ново для государ­ства, идущего по социалистическому пути.

Что касается собственности граждан, об охране которой сказано в части первой ст. 13 Конституции, то здесь, судя по перечислению объектов, имеется в виду так называемая лич­ная, т. е. потребительская, собственность, хотя во второй час­ти этой статьи сказано о праве наследования частной соб­ственности, которая, по марксистской терминологии, охваты­вает прежде всего средства производства.

В Конституции КНР сохранились довольно детальные нормы об объектах собственности, что также в целом характерно для социалистических конституций, но само регулиро­вание статуса отдельных категорий этих объектов обладает спецификой.

Объекты государственной собственности определены в ст. 9 Конституции, согласно которой "недра, воды, леса, горы, сте­пи, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной, собствен­ностью". Правда, здесь же предусмотрена возможность нахож­дения лесов, гор, степей, целинных земель и отмелей в соб­ственности коллективной.

Своеобразно регулирование китайской Конституцией та­кого объекта собственности, как земля. В Китае, как извест­но, крайне мало сельскохозяйственных земель, так как зна­чительная часть территории страны занята горами и непригод­на для ведения сельского хозяйства. Земля может находиться только в государственной или коллективной собственности. Согласно частям первой-четвертой ст. 10 Конституции земля в городах принадлежит государству, а в деревнях и пригоро­дах (за исключением участков, принадлежащих по закону го­сударству), а также земля под жилыми постройками, приуса­дебные земельные и горные участки являются коллективной собственностью. Любым организациям или отдельным лицам запрещены присвоение, купля-продажа, аренда или незакон­ная передача земли в другой форме. Государство же может в соответствии с законом реквизировать земли на общественные нужды. Право землепользования может передаваться в соот­ветствии с законом.

К объектам собственности граждан относятся законные доходы, сбережения, жилище. Этот перечень открытый.

Кроме того, в части первой ст. 8 специально указывается, что трудящиеся, участвующие в сельских коллективных хозяй­ственных организациях, могут "разводить собственный скот".

Экономическая политика. В соответствии с социа­листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен­но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче­ской политики государства, как:

— совершенствование макрорегулирования (ст. 15);

— усиление законодательной деятельности в области эко­номики (ст. 15);

— обеспечение целостности экономического строя обще­ства (запрещение его нарушения — ст. 15);

— охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13);

— рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14);

— совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14);

— повышение производительности и улучшение органи­зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес­кая стратегия государства по использованию достижений на­уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен­ции государственных органов в сфере экономики.

Наши рекомендации