Трудоустройство в Федеративной Республике Германия

Есть устойчивое мнение, будто в Германии всегда всё было хорошо с трудоустройством молодёжи. Но это не так. Чуть менее 10 лет назад (2005г.) уровень безработицы молодёжи в возрасте до 25 лет держался на уровне 15,6% от занятого населения, а ситуация с практикоориентированным обучением в Германии была далека от идеальной. В этом убедились учёные Свободного университета Берлина, которые в 2007 г. по заказу фонда Ганса Беклера провели исследование ситуации с прохождением практики выпускниками немецких вузов. По состоянию дел на тот момент 40% выпускников вузов Германии обязаны пройти практику перед зачислением на работу. Половине из них предприятия и организации не выплачивают денежного вознаграждения, поэтому они вынуждены были прибегать к финансовой поддержке семьи или подрабатывать на непрофильных работах. При этом лишь 32% практикантов отметили, что во время стажировки они получили знания, которые им пригодятся в дальнейшей работе. Среди закончивших вуз 3,5 года назад безработица составляла 4%, три четверти — имели стабильную работу, из них половина — бессрочную занятость. Еще 16% являлись лицами свободных профессий. Основываясь на данных исследования, его руководитель Ингрид Зерброк сделал тогда вывод о том, что становящаяся обязательной практика на производстве на деле является скрытой формой безработицы.

И тем не менее, благодаря продуманым реформам, нацеленным на согласовагие рынка образования и рынка труда, уже к 2008г. численность безработной молодёжи удалось уменьшить вдвое. Даже экономический кризис 2008-2009гг. не смог переломить тренда на снижение безработицы среди молодёжи (она повысилась лишь на 0,6% и затем продолжила снижение). В самом тяжёлом для стран ЕС 2013г. безработица в ФРГ была самой низкой (7,9%). По официальным актуальным данным за июль 2015г. Германия сохраняет за собой лидерство по самому низкому в ЕС уровню безработицы среди молодёжи (4,7%). В чём же состоит секрет успеха ФРГ?

В Германии нет специальных законодательных актов, регулирующих трудоустройство выпускников вузов. В то же время в стране создана разветвлённая и эффективная система профориентации и консультирования. Закон об общих принципах организации высшей школы (Das Hochschulrahmengesetz) (16; параграф 14) обязывает вузы «уведомлять студентов и абитуриентов об учебных возможностях, их содержании, структуре и учебных требованиях», а также поддерживать их на протяжении всего срока обучения «сопровождающими учебу специальными консультациями». Долгое время это требование наталкивалось на традиционное для немецких вузов безразличие к дальнейшей профессиональной карьере выпускников. Однако ситуация заметно изменилась после того, как возрасла конкуренция между вузами за государственное финансирование.[12] Немаловажную роль здесь сыграл Закон об общих принципах организации высшей школы (Das Hochschulrahmengesetz) и соответствующие законы в землях (например, в Баден-Вюртемберг). В результате за последние 10 лет большая часть университетов и некоторые институты создали центральные консультационные бюро (Studienberatungen) и собственные профориентационные службы, которые иногда находятся при Центральных учебных консультационных бюро и других студенческих службах. Отделы по вузам федерального ведомства труда часто проводят краткосрочные курсы для студентов по развитию способностей при поиске работы и общим темам, связанным с занятостью (коллективная работа, заводское хозяйство, обработка данных и т.д.); несколько университетов начинают теперь проявлять активность для поддержания собственной позиции на рынке труда. На сегодняшний момент вузы занимаются более с чем 50% будущих студентов (включая дни открытых дверей и посещения школ), а в оставшееся время – индивидуально с записавшимися на приём студентами. Достаточно большая часть их работы приходится на краткие ответы на запросы информации и консультационные запросы (также по телефону и E-Mail), но не меньше времени тратится на консультирование студентов, которые не уверены в выборе своей специальности, хотят перейти на другой факультет (выбрать другую специальность), а также учащихся, имеющих проблемы, связанные с учебой, или личные проблемы. Консультанты имеют различный академический уровень и лишь частично специальную квалификацию в консультационной области.

В качестве дополнения к данным центральным службам большинство учреждений требуют от факультетов назначения академических сотрудников, ответственных за консультации и профориентацию на их курсе. Качество этих предложений очень различно. В некоторых случаях студенты старших курсов заботятся об обучающихся на младших курсах. Терапевтическое консультирование и социальные службы предлагаются обычно до официальной самостоятельной работы студента, который обычно работает на локальном или региональном уровне, работу для студентов частично предлагают также специальные службы для трудоустраивающегося студента.

Сотрудничество между вузами и отделами по вузам (Hochschulteams) федерального ведомства труда отрегулировано согласно договору в национальном соглашении между федеральным ведомством и Советом ректоров вузов (Hochschulrektorenkonferenz (HRK)), в отдельных постановлениях на земельном уровне и регулярными встречами на локальном уровне. Отделы по вузам находятся везде, где есть вузы с более 10000 студентов. Они предлагают свои службы обычно непосредственно в вузе, часто находясь недалеко от консультационных бюро. В основном они концентрируются на профориентации и посреднических услугах. На практике эти области пересекаются, особенно если студент меняет свою специальность или прерывает обучение, и обычно имеет место сотрудничество при организациях активности, как, например, биржи труда (Jobbörsen) и Workshops. Однако, центральные учебные консультационные бюро как правило не имеют никаких контактов с работодателями, или эти контакты незначительны. Наибольшую конкуренцию для федерального ведомства труда в области посреднических услуг составляет частный сектор. Ожидание консультации при федеральном ведомстве труда часто занимает больше времени (иногда до шести недель) чем при Центральном учебном совещании (обычно максимум одна — две недели). Тем не менее, несмотря на конкуренцию, взаимоотношения между частными и государственными (федеральными) учреждениями – партнёрские.

Вторым не менее важным фактором успеха ФРГ является тесная взаимосвязь научных исследований с образованием и производством: научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве с вузами и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Такой подход позволяет исключить дублирование исследований, при этом облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.

Третьим существенным фактором успеха является практикоориентирванное образование, которое получило известность благодаря т.н. дуальной системе образования. По оценке ряда экспертов, именно эта модель придаёт силы немецкоязычному рынку труда, а Еврокомиссия даже предлагает странам ЕС, страдающим от безработицы молодёжи, дуальную систему в качестве примера для подражания. Дуальная система предполагает параллельное обучение в учреждениях образования (профессиональных школах (Berufsschule) в случае с вторичным и профессионалных академиях (Berufsakademie) в случае с третичным уровнем образования) и на предприятиях. Необходимым условием является рамочный договор, который предприятие заключает с учреждением образования, а также индивидуальный договор, который каждый обучающийся заключает с предприятием. Теоретическую часть образования берёт на себя учреждение образования (2-3 дня в неделю), а практическую – предприятие (3-4 дня в неделю). Из существующих в настоящий момент в Германии ок. 330 официально признанных специальностей 250 покрывается системой дуального образования. Продолжительность обучения – от 2 до 3,5 лет (в зависимости от специальности и специфики контрактов). Предприятие ежемесячно выплачивает обучающемуся т.н. пособие на обучение (Ausbildungsvergütung). Учитывая, что студенты в Германии попадают в учреждения третичного образования не только сразу после школьной скамьи (как это происходит в большинстве стран СНГ и Беларуси в особенности), но, как правило, имея трудовой опыт, эта модель положительно сказывается на рынке труда в целом и в том числе трудоустройстве выпускников вузов. Важно также, что данная система создаёт атмосферу, благоприятствующую развитию социального партнёрства предприятий и учреждений образования: здесь широко практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.

Весной 2014г. ФРГ опубликовала «Национальный план имплементации программы ЕС «Молодёжные гарантии» в Германии»[13], в котором было проанализировано актуальное положение молодых людей на рынке труда Германии, обзор предлагаемых на рынке образования и рынке труда возможностей, представлены ранее практикуемые и предполагаемые шаги реализации программмы ЕС «Молодёжные гарантии» в Германии, предложена система мониторинга эффектов реализации и определена модель финансирования запланированных преобразований. Федеральное министерство труда и социльных вопросов (BMAS) Германии отвечает за реализацию плана и координацию усилий всех ключевых акторов и партнёров на всех уровнях и во всех отраслях. Оно же является контактным лицом с Еврокомиссией. Ключевую роль играет также Федеральное агенство труда (BA), которое является главным оператором как на рынке труда, так и в сфере социальной защиты безработных, а также помощи в поиске рабочего места (согласно SGB[14] II и III): оно предлагает гражданам, предприятиям и организациям помощь на рынке образования и рынке труда. В свою очередь, в распоряжении двух вышеозначенных структур имеется сеть государственных, частных и коммунальных[15] агенств, центров по трудоустройству и образованию.

Для реализации плана предполагается задействовать существующий в Германии механизм активации социальных партнёров, регулируемый §37 SGB III, согласно которому агенства по трудоустройству обязаны заключить с обратившимся договор и проверить состояние дел с трудоустройством обратившегся по истечении 3-х месяцев. В этом договоре описывается цель, а также усилия агенства и самого обратившегося по поиску рабочего места и/или места для получения образования и/или рабочего места. Данный договор имеет очень важное значение, поскольку именно в нём отражаются как состояние рынка образования и рынка труда, так и эффективность работающих на них операторов (агенств, центров, федеральных служб и министерств и т.д.). Не менее существен в этой связи также Пакт об образовании, в котором агенство берёт на себя обязательство дать обратившемуся возможность получить образование высокого качества: как правило, в учреждении образования, работающем по дуальной модели и имеющем государственное признание. Например, это может быть повышение квалификации через долговременную практику на предприятии, в ходе которой обратившийся получает новые профессиональные навыки и интегрируется как в рынок труда, так и в рынок образования.

Для реализации Национального плана активируется сеть социальных партнёров. Так, на уровне средней школы (МСКО 1-3) на местах работает сетевая федеральная программа „ШколаЭкономика“ (SchuleWirtschaft), благодаря которой ученики могут получить опыт на предприятиях, в фирмах и др. организациях рынка труда, а предприятия – заглянуть в учреждения образования и поучаствовать в их работе. Тем самым стимулируется социальное партнёрство потенциальных работодателей и работников, институтов рынка образования и рынка труда. Одну из ключевых ролей играет Управляющий Совет, который состоит из 7 представителей работодателей, работников и общественных (в том числе государственных) оганизаций, и координирует взаимодействие социальных партнёров на основе принципа трипартизма, предполагающего участие трех партнеров (работник, работодатель и общественные структуры) в формировании норм и правил регулирования социально–трудовых отношений. Работодателей представляют наиболее авторитетные представители организаций предпринимателей федерального уровня, таких как Федеральный союз германской промышленности, Центральный союз германских ремесел, Федеральный союз германской оптовой и внешней торговли, Федерального объединения союзов германских работодателей (ФОСГР). На региональном и местном уровне существуют аналогичные местые и региональные советы.

С целью координации действий и интенсификации процесса имплементации ведущие союзы предпринимателей в экономике (DIHK, ZDH, BDA, BFB), органы федерального управления (BMWi, BMBF, BMAS) и конференция министров культуры (представителей земель) подписали добровольный Пакт партнёров (Paktpartner), нацеленный на предоставление молодёжи образовательных и трудовых возможностей высокого качества в успешных организациях и признанных образовательных учреждениях (преимущественно работающих по дуальной модели образования). Участники Пакта поставили перед собой цель ежегодно обеспечивать молодёжь как минимум 60.000 местами в сфере образования и предлагать не менее 30.000 мест на новых предприятиях, предоставляющих образовательные услуги по дуальной модели образования. Инициативу Пакт партнёров поддержали все ведущие партии Германии (CDU, CSU и SPD) т.н. Коалиционным договором, консолидирующим усилия всех политических сил на активизацию всех социальных партнёров для наиболее эффективного и продуктивного развития практикоориентированного образования под эгидой программы «Альянс во имя образования и переквалификации».

Целый ряд программ в рамках инициативы „Усилить молодёжь“ (JÜGEND STÄRKEN), действующей с 2007 по 2013 и затем продлённой с 2014 до 2020г. (под обновлённым названием JÜGEND STÄRKEN in Quartier) нацелен на поддержку молодёжи, не вовлечённой ни в процесс обучения, ни в процесс трудоустройства, ни в повышение профессионалной квалификации (т.н. группа NEETs - „not in education, employment or training“). Эта инициатива курируется Федеральным министерством по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи Германии в сотрудничестве (с 2014г.) с Министерством окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии.

Не менее существенным пунктом плана является ряд мер, направленных на своевременный мониторинг, профориентирование и профконсультирование учащихся уже на уровне среднего образования. Отличительной чертой данных мер является максимальная индивидуализация образовательных и профессиональных траекторий всех обратившихся в агенства с целью наиболее полного раскрытия и реализации потенциала каждого гражданина ФРГ. Для достижения этой цели были введены в действие пилотные проекты новых медиакоммуникаций (например, онлайн-консультации с участием потенциальных работодателей). Примечательна в этой связи инициатива «Завершение и присоединение – образовательные цепочки до завершения образования», которая интегрировала в единый проект программы мониторинга, профориентации и сопровождения профессионального роста, которые, начиная с 2010г., были апробированы в виде пилотных проектов в 1000 школ уровня МСКО 1-3 и МСКО 4 независимо друг от друга. Новый интегрированный проект собрал и проанализировал все данные, полученные на основе пилотных проектов и сделал работу над ошибками, выявив причины, по которым возрастает количество разрывов в образовательных цепочках.

План предполагает также ряд мерприятий, нацеленных на развитие внутриземельной, федеральной и общеевропейской мобильности. В частности, мероприятия основываются на стартовавшей с января 2013г. специальной программе Mobi Pro-EU (т.н. «The Job of My Life»), в рамках которой только за первые месяцы 2013г. были получены 7.000 заявок (преимущественно на обучение).

Отдельным пунктом Плана является развитие инклюзивного образования. С этой целью был создан специальный фонд, собравший из земельных, федеральных, коммерческих и государственных субсидий, а также добровольных пожертвований 40 млн. евро и поставивший перед собой цель обеспечить профессиональную траекторию не менее 40.000 граждан с особеностями психофизического развития. В рамках деятельности Фонда стартовал ряд проектов и программ таких как, например, «Экономика инклюзив», поддержанная лучшими промышленными и предпринимательскими союзами 15 земель ФРГ и имеющая бюджет 8.2 млн. евро.

Федеральное министерство экономики и энергетики Германии вносит свой вклад в Национальный план программами и проектами, способствующими развитию дружелюбной среды, благоприятствующей развитию предпринимательства молодыми людьми. Главная цель – своевременно предоставить молодым людям информацию о возможностях и перспективах развития бизнеса на всех уровнях образования (от школы до вуза), а также обеспечить всеми необходимыми ресурсами (от финансовых до инфраструктурных) на всех этапах развития бизнеса. Для реализации этой цели министерство объявило конкурс для вузов «EXIST-культура основания и вузы-основатели», который призван поддержать вузы, позиционирующие себя в качестве наиболее успешных в развитии междисциплинарных тем и предпринимательских способностей, имплементации и развития самостоятельного бизнеса. Лучшие вузы получают звание «Вуз-основатель». По итогам двух раундов конкурса предполагается номинировать 22 таких вуза, которые получат дополнительное финансирование. В рамках программы «EXIST-стартапы» отдельную финансовую поддержку получают также выпускники этих вузов на стартапы инновативных бизнес-проектов. Благодаря программе «EXIST-стипендия основателя» выпускники данных вузов получают стипендию на протяжении 1 года на поддержку и развитие бизнес-планов. Проект «EXIST» интегрировал также существующую с 2008г. программу «EXIST-трансфер исследований», которая сориентирована на поддрежку исследований, востребованных как в вузах, так и в сфере предпринимательства (с акцентом на поддержку стартапов).[16]

Наши рекомендации