Системы защиты информации в Федеративной Республике Германия

защита информация информационная техника

Немецкое представление об информационной войне объединяет наступательную и оборонительную составляющие в единое целое для достижения национальных интересов. При определении угроз и возможных ответных действий, иностранные государства рассматриваются отдельно от негосударственных объединений (политические партии, международные организации и средства массовой информации), преступных сообществ (организованные преступные группы, хакеры и т.д.), и индивидуумов (включая религиозных фанатиков и др.) [16].

Управление средствами массовой информации является особенностью немецкого представления об информационной войне. Кроме того, специалисты Федеративной Республики Германии (далее Германия) отдельно вводят понятие экономической информационной войны.

Немецкие эксперты в связи с обострением интереса к проблеме ИВ считают в ближайшие годы вероятным возрастание уязвимости экономической и политической инфраструктуры индустриально развитых стран в результате нарушения нормального функционирования информационных систем под действием информационного оружия. Данное обстоятельство специалисты объясняют наблюдаемой тенденцией к переходу ведущих государств на новый тип организации общества - "информационное общество".

Предполагается, что в результате развития информационных технологий произойдет глобализация не только мирового рынка товаров, но и производственных услуг. Предприятия вынуждены будут перейти от специализации на виде продукции к специализации на конкретном технологическом процессе. Это приведет к резкому увеличению кооперационных связей и соответственно уязвимости сведений, составляющих коммерческую тайну при нарушении работы внешних коммуникационных цепей.

В "информационном обществе" будет наблюдаться дальнейшая монополизация рынков, в том числе и информационно-коммуникационных услуг.

Сосредоточение в рамках транснациональных компаний, различных компонентов информационных систем приведет к угрозе потери суверенитетов государств и сделает уязвимой всю инфраструктуру принятия политических решений и управления. Так, монопольные позиции фирм США в системах глобальной космической связи (проект Iridium), глобальной навигационной системы (GPS) в рамках сети Интернет уже сейчас рассматриваются некоторыми экспертами страны как угроза национальному суверенитету Германии.

Различные вопросы обеспечения безопасности информационного обслуживания в таких областях, как промышленное производство, банковское дело, научные исследования, медицина, по оценкам немецких специалистов в области информационной безопасности, имеют важное значение и являются неотъемлемым условием сохранения лидирующих позиций Германии.

Координирующим правительственным органом, ответственным за обеспечение безопасности информационных потоков, является образованная в 1991 году Федеральная служба безопасности в сфере информационной техники (BSI). Общая концепция деятельности BSI в настоящее время предусматривает выполнение в тесном взаимодействии с НАТО и ЕС следующих функций [4]:

§ оценка риска внедрения информационных технологий;

§ разработка критериев, методов и испытательных средств для оценки степени защищенности национальных коммуникационных систем;

§ проверка степени защищенности информационных систем и выдача соответствующих сертификатов;

§ выдача разрешений на внедрение информационных систем в важные государственные объекты;

§ осуществление специальных мер безопасности информационного обмена в государственных органах, полиции и т.д.;

§ консультация представителей промышленности.

Немецкие эксперты не исключают возможности активизации деятельности спецслужб по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для сбора информации и осуществления активных мероприятий. По оценкам специалистов, в условиях монополизации фирмами США ряда рынков информационных технологий надежную защиту от вмешательств иностранных спецслужб может представлять лишь создание и развитие собственных, независимых от США информационных сетей, оснащенных программными средствами национальных производителей.

Немецкими специалистами завершены оргтехнические мероприятия по подключению к международной компьютерной сети Интернет германского правительства. Немецкий Telecom, концерны Bertelsmann и Axel Springer стали соучредителями совместного предприятия America Online-Europe и намерены тем самым оказывать существенное влияние на действия американцев в информационном пространстве Европы.

Таким образом, благодаря предпринимаемым Германией в последнее время энергичным и последовательным мерам по осваиванию нового информационного пространства, немцы, видимо, смогут составить определенную конкуренцию американцам в рамках европейского континента.

Целесообразно рассмотреть подробно государственные органы обеспечения безопасности Германии.

Федеральная разведывательная служба Германии (Bundesnachrichtendienst /BND/)

BND (http://www.bnd. bund. de) как самостоятельное ведомство была создана в 1955 году. В системе государственных органов Германии BND является подразделением, подчиняющимся ведомству федерального канцлера. Штатный состав BND составляет более 7000 человек, из них около 2000 заняты непосредственно сбором разведданных за рубежом. Среди сотрудников представители примерно 70 профессий: военнослужащие, юристы, историки, инженеры и технические специалисты. Штаб-квартира BND располагается в Пуллахе под Мюнхеном. Здесь трудятся более 3000 сотрудников центрального аппарата и руководство спецслужбы.

Структура BND включает в себя руководителя, двух заместителей и 8 отделов, решающих различные задачи.

Федеральное бюро защиты конституции (Verfassungsschutz /BfV/) (http://www.verfassungsschutz. de/)

Федеральное бюро защиты Конституции (рис.4.3.) является наряду с BND и BSI одной из трех основных спецслужб страны, которая подчиняется министру внутренних дел Германии. Во всех федеральных землях есть свои соответствующие службы, подчиненные местным министрам внутренних дел.

Бюро было создано 50 лет назад. Перед спецслужбой изначально ставилась задача охраны демократического строя в Германии. На данный момент бюро занимается:

§ сбором информации об экстремистских группировках и партиях, их деятельности, планах и намерениях, противоречащих основному закону страны;

§ нейтрализацией разведывательной и подрывной деятельности секретных зарубежных служб на территории Германии;

§ борьбой с промышленным шпионажем.

Ежегодно на основе собранной информации представляется отчет правительству о положении дел в области соблюдения Конституции, в котором делаются выводы и рекомендации. Правительство, в свою очередь, принимает решение о необходимости осуществления конкретных мер. Более половины информации спецслужба собирает из открытых источников: публикации в средствах массовой информации, Интернете, посещения собраний и митингов. Часть информации поступает от частных лиц и из других ведомств. За деятельностью ведомства осуществляется достаточно жесткий парламентский контроль. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях такой демократии, как немецкая, сам факт существования службы внутренней безопасности расценивается как угроза гражданским свободам и свободе личности. Есть специальная комиссия парламента, которая осуществляет контроль за деятельностью всех трех секретных служб.

Системы защиты информации в Федеративной Республике Германия - student2.ru

Рис. 1. Структура федерального бюро защиты конституции [BfV]

Члены этой комиссии имеют доступ к самым секретным материалам ведомства по охране Конституции, имеют право вето, когда речь идет о прослушивании телефонных разговоров и других конспиративных операциях. Федеральный полномочный представитель следит за тем, чтобы собранная ведомством информация не передавалась в другие руки. Бюджет ведомства рассматривается и утверждается специальной комиссией в парламенте.

Также к спецслужбам Германии относятся:

· Государственное бюро защиты конституции (LfV)

· Федеральное бюро информационно-технической безопасности (BSI) (http://www.bsi. de/)

В штат Министерства обороны Германии входят следующие специализированные службы:

· Центр разведки федеральных вооруженных сил (ANBw)

· Центр радиомониторинга федеральных вооруженных сил (AFMBw)

· Военная служба безопасности (MAD)

Размещено на Allbest.ru

Германия - одна из самых продвинутых в области информационной безопасности стран Западной Европы. Она обладает развитой структурой органов, заботящихся о защите различных видов тайн. Первоначальной задачей этих структур была защита от промышленного шпионажа и охрана государственных секретов. Впервые организации, занимающиеся этими вопросами, начали создаваться в 19 веке. Однако и сегодня во всех компаниях, в которых работают хотя бы десять человек, один из сотрудников назначается уполномоченным по защите информации. В его обязанности входит противостояние всем преступлениям в компьютерной сфере, а также тесное сотрудничество с соответствующими отделами правоохранительных органов.

До 1970 года в Германии (то есть в ФРГ) никто не занимался вопросами защиты персональных данных. Однако с тех пор все изменилось. Сегодня каждый гражданин Германии имеет право на защиту личной информации. Для контроля защиты личной информации была создана специальная структура из уполномоченных по защите персональной тайны. Ее главная особенность - независимость от любых государственных органов. В задачи уполномоченных входит проверка жалоб граждан о незаконном использовании их личных данных. Причем большая часть претензий предъявляется государственным структурам, в том числе и правоохранительным органам. Таким образом, независимость уполномоченных - это гарантия свободы граждан и надежная защита от произвола со стороны государства.

Большую пользу приносит федеральное ведомство по обеспечению безопасности в сфере информационной техники. В задачу этой организации входит координирование работы других структур по защите данных, сертификация и стандартизация средств безопасности. Кроме того, ведомство занимается пропагандой необходимости защиты данных, а также оказывает консультационные услуги в этой области (Столяров, 2010).

Вопрос

Еще со времен первой революции Франция считается республиканским государством. Это наложило свой отпечаток и на организацию системы информационной безопасности этой страны. Дело в том, что во Франции вопросами защиты данных занимаются как государственные структуры, так и негосударственные организации. Интересна реализация местных служб безопасности в этой стране. В каждом региональном французском полицейском управлении существует специальный отдел по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Причем в них работают не только программисты, но и профессиональные бухгалтеры, аудиторы и т. п. Причины этого вполне понятны. Электронная коммерция в Западной Европе развивается быстрыми темпами. И чтобы защититься от всевозможных злоумышленников, нужны самые различные специалисты.

Все крупные организации во Франции имеют собственные службы безопасности. Очень популярными остаются частные компании, которые разрабатывают, устанавливают и обслуживают комплексные системы защиты информации. Они, несмотря на свою независимость, очень тесно сотрудничают с соответствующими отделами полиции. Это позволяет правоохранительным органам быстро реагировать на любые правонарушения.

Еще одной особенностью французской организации системы защиты информации является ее правовое обеспечение. Дело в том, что в этой стране нет специальных правовых актов, регулирующих работу людей с различными видами информации. Безопасность государственной тайны гарантируется уголовным, а персональной и коммерческих тайн - уголовным, трудовым и гражданским кодексами (Аверченков, 2007).

Таким образом, наиболее старой и неподверженной изменениям является система защиты информауии Великобритании, рассчитаная на раскрытие правительственной информации гражданам.

Во Франция и Германия существует наиболее совершенная защита персональных данных и система служб безопасности на предприятиях

Спецслужбы Франции

В отличие от ФРГ, спецслужбы Франции имеют достаточно сложную структуру, что, по-видимому, не может не сказаться на качестве разведработы. Разведка Франции заслужила славу хоть и эффективной, но достаточно “грубой”. Кроме того, для нее, как и для всей внешней политики Франции, характерна исторически обусловленная антианглийская, антиамериканская и антигерманская направленность, иногда довольно сильно проявляющаяся. Возможно, именно поэтому французским спецслужбам приходится во многом рассчитывать на собственные силы и добиваться нужных результатов, работая “на грани фола”.

Наши рекомендации