Батыево нахождение» на Русь
Билет №1.
Религия древних славян
Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. Относительную целостность и своеобразие она приобретает в эпоху славянского единства, продолжавшуюся вплоть до второй половины I тыс. н.э. Постепенное расселение вело к появлению различий в религиозных представлениях и культах; кроме того, появлялись некоторые формы религиозной жизни, заимствованные славянами у соседних народов.Славянские представления о священном были связаны с представлениями о сверхчеловеческой силе, животворящей и наполняющей сущее способностью к росту. Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает — дающий долю, удел, богатство. Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных.
К небесным богам относилсяПерун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного.Стрибог — бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра.Даж-богилиДаждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем.Хоре (солнечный — сравните Хор или Гор у древних египтян) иСимаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром).
Литература в XIV- XVв.в.
Средневековая литература русских княжеств в основном состоит из летописей, значительная часть которых анонимны, и жизнеописаний святых. Устная народная литература средневековой России состояла из былин и песен. Литература 14-15 веков, соответственно, состоит из устного творчества, летописей и житий. Во второй половине 15-го века появился интерес к зарубежным сказаниям и мирскому творчеству.
В отличие от письменной литературы, которая была однообразна и практически полностью секуляризирована, устная литература 14-15 веков на Руси пестрела разнообразием форм и жанров. До наших дней дошли произведения, принадлежащие к ритуальным песнопениям, былинному эпосу, сказкам, и конечно, широко известные пословицы, поговорки, потешные и колыбельные песни.
Литература 14-15 веков обладала уникальной формой – все произведения, включая массивные летописи, переписывались монахами от руки. Книг было немного, и они практически не были распространены вне церкви.
Билет №2.
Образование древнерусского государства (предпосылки, Рюрик, версии)
Существовало 3 группы предпосылок:
1. Экономические – появление излишка и возможностью кормить князя, наличие торгового пути ,желание этот путь контролировать.
2. Социальные – связано с экономическими имущественная и социальная дифференциация, разрушение обычая родовой солидарности это приводило к необходимости появления князя. Первоначально вождь выбирался во время военных походов, в последствии этот вождь становился фигурой постоянной, у него была дружина не больше 4-5 десятков человек. Разрушение родовой общины приводило к тому что, В этих условиях между семьями, имеющими неравные возможности в производственной деятельности (это зависело от количества взрослых мужчин в семье, состояния здоровья и т. п.), развивается неравенство: выделяются более зажиточные (мужи) и зависимые (сироты, холопы). Таким образом, складываются различные интересы отдельных социальных слоев восточного славянства, регулировать которые прежними способами стало невозможно.
3. Внешнеполитические – отношения между славянскими племенами и другими народами. Варягами и печенегами на юге. Для борьбы с кочевниками славяне объединялись в союзы племен, центрами таких объединений становились города-поселки, где базировались военные вожди (князья) и их дружины (войско).
Межплеменная консолидация и образование союзов
Билет №3.
Батыево нахождение» на Русь.
Осенью 1236г на Волжскую Булгарию двинулось огромное войско Бату-хана, внука Чингисхана. Ее города и селения монголо-татары разорили и выжгли, жителей ᴨȇребили или увели в плен; оставшиеся в живых спасались в лесах.Год спустя та же участь постигла Северо-Восточную Русь. Зимой 1237г Бату-хан подошел к Рязанской земле. Рязанские полки сначала дали сражение татарам на реке Воронеж. Из-за неравенства сил потерᴨȇли поражение. 21 декабря, после пяти дней осады, пала Рязань. Затем были взяты Пронск и другие города. Княжество лежало в руинах.После Рязани завоеватели прошли, взяв и разорив Коломну и Москву по течению Оки и Москвы-реки, и повернули на восток, к Владимиру. В феврале, после ожесточенного штурма, они взяли столицу Северо-Восточной Руси. Тогда же, рассыпавшись по всему княжеству, вражеские отряды захватили Суздаль и Ростов, Ярославль и Переяславль, Юрьев и Галич, Дмитров и Тверь, другие города. 4 марта 1238г на реке Сити, притоке Мологи, к северо-западу от Ярославля, в кровопролитном сражении потерᴨȇло страшное поражение от монголо-татар войско Юрия Всеволодовича владимиро-суздальского.После двухнедельной осады монголы взяли Торжок и двинулись в сторону Новгорода Великого. Но, не дойдя до него 100 верст, повернули обратно - началась весенняя распутица; главное же состояло в том, что ханское войско понесло большие потери, было сильно ослаблено.На следующий год Батый снова появился на Руси. Сначала разорил Муромское княжество, земли по реке Клязьме (Гороховец и др.). Но основной удар он ᴨȇренес на юг. В том же 1239г и 1240г разорил Переяславское и Киевское княжества. Под ударами врага пали Чернигов, Киев, многие другие города и селения.Затем захватчики пришли на Галицко-Волынскую землю. Многие города (Галич, Владимир Волынский и др.) подверглись разгрому.В 1241г Бату-хан прошел по землям Польши, Венгрии, Чехии, Трансильвании, Валахии, Молдавии; в следующем году - по Хорватии и Далмации. К тому времени, сильно ослабленное штурмами, сражениями и потерями, его войско повернуло на восток, в низовья Волги. Здесь хан основал свою ставку. Так появился город Сарай-Бату - столица его огромного улуса. границы этого государства протянулись от Иртыша на востоке до Карпат на западе, от Приуралья на севере до Северного Кавказа на юге. В него вошли и русские земли.
Феодальная война
Феодальная война 1433 – 1453 годов была вызвана столкновением старинного права наследования «от брата к брату» и более нового «от отца к сыну. К концу XIV века на территории московского княжества образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского.Крупнейшие удельные образования на территории Московского княжества были Галицкие и Звенигородские земли, которые находились во власти Юрия Дмитриевича.Юрий Дмитриевич, должен был наследовать престол, после смерти своего брата Василия I. Однако перед смертью Василий I, передал престол своему десятилетнему сыну, Василию II. В итоге началась очередная усобица, вошедшая в историю как феодальная война 1433 – 1453 годов.Юрий, как старший в роду, начал борьбу за великокняжеский престол со своим племянником Василием II. Вскоре Юрий Дмитриевич умирает, но его дело продолжат его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Война приобрела характер борьбы сторонников и противников централизации государства.Феодальная война 1433 – 1453 годов была жестокой и бескомпромиссной. В ход шли любые средства: заговор, обман, изуверство. Василий II был ослеплен врагами, за что был прозван Василием Темным.Завершилась феодальная война 1433 – 14453 годов победой Василия II, московского князя. Итогом стало разорение и ослабление обороноспособности русских земель и, как следствие, ордынские набеги на Русь. Установилось четкое правило престолонаследия «от отца к сыну», и усилился характер единоличной княжеской власти. Вот такие последствия.
Билет №4.