Особенности использования сельскохозяйственных угодий
Охрана сельскохозяйственных угодий |
Особенностям использования сельскохозяйственных угодий посвящена ст. 79 Земельного кодекса РФ. В ней нашла закрепление норма о том, что сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. При этом нормы упомянутой статьи посвящены в основном гарантиям недопущения необоснованного изъятия и перевода этих ценных земель в иные категории. Охрана же сельскохозяйственных угодий с точки зрения сохранения и повышения плодородия почв регламентирована другими статьями Кодекса, а также специальными нормативными актами. Так, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлены правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности. Закон устанавливает, что юридические лица и граждане, использующие земли сельскохозяйственного назначения, обязаны, в частности:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фито-санитарных и противоэрозионных мероприятий;
предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитоса-нитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загряз-264
нения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
При этом собственники, владельцы и пользователи земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике его изменения.
Земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья в принципе должны использоваться только по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд нежелательно.
Те исключительные случаи, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких угодий из земель рельскохозяйственного назначения в другую категорию, установлены ст. 7 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из состава земель одной категории в другую». Это случаи, связанные:
с консервацией земель;
созданием особо охраняемых территорий;
установлением или изменением черты поселений;
строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;
включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
строительством дорог; линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимость сельскохозяйственный угодий на 30% и более меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ севооборотов;
выполнением международных обязательств России, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.
При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 30% и более превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не допускается.
Отнесение угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям производится субъектами РФ с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в республике, области, крае.
Как правило, это сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень.
Например, в Московской области в соответствии с Законом от 12 июня 2004г. (в редакции от 27 апреля 2006г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:
сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10%;
сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;
искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.
Установлено, что использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
ЗемельныеВ ходе проведения аграрной и земельной ре-
долиформ в России сельскохозяйственные угодья,
занимаемые аграрными предприятиями,
были приватизированы, в результате чего возникли так называемые земельные доли.
Приватизация земли производилась путем передачи ее в собственность граждан, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, с определением индивидуальных земельных долей.
Земельная доля рассчитывалась в гектарах или балло-гектарах по количеству земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).
При определении земельных долей учитывались все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков, переданных в ведение органов местного самоуправления, включенных в фонд перераспределения земель, используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур и переданных данному хозяйству в аренду.
Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют в документальном выражении до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре земельного участка, равного по размеру установленной земельной доле. 266
Земельные доли передавались в собственность работников сельскохозяйственных организаций, а также пенсионеров хозяйства, проживающих на его территории, лиц, занятых в социальной сфере на селе, и наследников названных категорий граждан, умерших к моменту получения свидетельства на право собственности. Размер индивидуальной земельной доли устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении.
Собственники земельных долей получили право распорядиться ею без согласия на то других участников долевой собственности: обменять на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; подарить, передать на наследству в соответствии с законодательством Российской Федерации; передать на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной коммерческой организации; продать; получить в счет доли земельный участок для ведения крестьянского или личного подсобного хозяйства. Однако большинство земельных долей в настоящее время остается в собственности граждан.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому на такие доли распространяется установленный гражданским законодательством режим пользования и распоряжения долями в праве общей собственности с особенностями, закрепленными в указанном Законе.
Согласно ст. 14 названного Закона решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. В частности, решением общего собрания определяются условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление; местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей. Участники должны быть уведомлены о проведении общего собрания не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения в письменной форме и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Собрание правомочно при присутствии на нем участников, составляющих не менее 20% их общего числа или владеющих более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за нею проголосовали участники, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою
земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину -- члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Распорядиться земельной долей иным образом он вправе только после выделения земельного участка в счет этой доли.
В случае, если участник долевой собственности продает свою земельную долю другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других сособствен-ников о намерении продать свою земельную долю не требуется.
В аренду земельная доля передаваться не может, поскольку по гражданскому законодательству в аренду могут быть переданы только земельные участки и другие обособленные природные объекты. Однако до принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» заключение договоров аренды земельных долей допускалось, поэтому указанным Законом предписано привести такие договоры в соответствие с действующим законодательством; к тем договорам, которые к концу января 2007 г. окажутся не соответствующими установленным нормам, будут применяться правила о договоре доверительного управления имуществом (см. ст. 1012—1026 ГК РФ).
Участник долевой собственности вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, согласия на выдел других собственников не требуется. Однако с ними необходимо согласовать местоположение выделяемого земельного участка.
В том случае, если общим собранием участников долевой собственности не утверждены границы части находящегося в долевой собственности участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет долей, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок остальных участников или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка. Если в течение тридцати дней со дня уведомления не поступят возражения от участников долевой собственности относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостиже-268
ими согласованного решения споры о местоположении выделяемого ц мшьного участка рассматриваются в суде.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удосто-нгриющих право на земельную долю. При этом участник долевой соб-|| ценности на земельный участок из земель сельскохозяйственного м.1 шачения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный \ ^иток, площадь которого больше или меньше площади, указанной и документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увели-•и ппе или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для 11 м.скохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный к-мельный участок.