Развитие экономики Японии в VIII XII вв
Сельское хозяйство
VIII в. в Японии ознаменовался развитием производительных сил в сельском хозяйстве. Хроники, описания, литературные памятники свидетельствуют о широком применении и распространении железных земледельческих орудий, возведении плотин, создании водохранилищ, каналов. В связи с этим значительными были успехи в сельском хозяйстве. Развиваются производительные силы, растет население, увеличивается площадь обрабатываемых земель. В это время выращиваются такие сельскохозяйственные культуры, как просо, пшеница, рожь.
Ремесла и промыслы
Развиваются промыслы и ремесла, все еще связанные с сельским хозяйством. Например, в постановлениях о наделах отмечалось, что налоги платили продуктами не только с урожая зерновых, но и с промысловых культур: налоги сдавали в виде тканей, шелка-сырца, изделий кузнечного ремесла. Активной была в это время добыча металлов: золота, железа, меди, серебра, а также серы и слюды. В тех местах, где развивались горные промыслы, крестьяне должны были в качестве налога, кроме сельскохозяйственной продукции, сдавать часть полученных металлов.
В VIII в. власти стараются регулировать торговлю: разрабатываются правила, в столице, в специально отведенных местах, у почтовых станций, в портах создаются рынки. В крупных городах существовало по несколько рынков.
Особенности феолализаиии
Вместе с тем победа реформ Тайка, закрепленная сводом законов Рицурё, знаменовала собой утверждение влияния рода Фудзивара, стремившегося к ослаблению императорского дома. Фудзивара захватили императора и перевезли его в свои владения, им удалось также ликвидировать представление о божественном происхождении императора и перенести столицу в свои владения. Свое главенствующее положение эти феодалы утвердили, захватив две ключевые должности в государстве: должность регента и канцлера, которые они удерживали почти два столетия. Оценивая в целом процессы, происходившие в VIII—XI вв., можно сказать, что в это время осуществлялся переход «от господства государственной феодальной собственности к господству собственности отдельных феодалов». Процесс этот происходил постепенно и имел следующее проявление. В VII—VIII вв. японцы организуют свою жизнь по китайским канонам, придавая прежде всего важное значение чиновничеству. Но в отличие от Китая в Японии с самого начала аристократия, крупные землевладельцы выполняли функции бюрократии, поддерживавшей через политические каналы связи с крестьянством. Поэтому процесс феодализации в Японии имел свои особенности и заключался в постепенном отказе родоплеменной в прошлом верхушки от выполнения чиновничьих функций и выполнении этих функций низшими чиновниками. В процессе феодализации феодалы постепенно утрачивали связь со своими феодами, поместьями, которые являлись их экономической базой, и передавали все управление хозяйствами местным феодалам (рёсю) либо управляющим (сёкон). Высшая аристократия, получавшая со своих поместий часть доходов, порвала с деревней всякую связь и пребывала в столице.
Положение крестьян
Происходят изменения в структуре власти, ослабевает ее прежняя централизация и с X в. вся власть на местах оказывается в руках местных феодалов и управляющих разного уровня.
Такие изменения болезненно сказываются на крестьянах, следовательно, и на всей экономике.
Местные власти, абсолютно полновластные хозяева, не ограничивались установленной нормой налога и постоянно его повышали, что приводило к крестьянским восстаниям. В IX—XI вв. распространенным стал уход крестьян со своих земель. Такие явления в свое время наблюдались и в Китае, где власти к уходу крестьян со своих земель были относительно безразличным, для них было важным только, чтобы крестьянин трудился на земле и платил налоги государству, а где находилась эта земля, централизованной власти было практически безразлично.
В Японии местным феодалам был совсем не безразличен такой уход крестьян и они стали принимать меры по прикреплению крестьян к земле и конкретному феодалу.
Более того, японские культурологи полагают, что пассивное сопротивление крестьянства, которое, покидая земельные наделы кубундэн, подрывало всю надельную систему и способствовало развитию системы поместий — сёэн, послужило причиной качественного изменения общества системы законов Рицу-рё и его трансформации в феодальное общество.
Формирование класса самураев
Механизм этой трансформации проявился не только в общей децентрализации власти, закреплении крестьян, усилении власти местных феодалов, но и в возникновении и возвышении нового класса, нигде ранее не существовавшего. Это сословие воинов-самураев представляло собой новую силу и сформировалось из зажиточных крестьян, связанных непосредственно с землей (нануси). В основном это были крестьянские старосты, самая крепкая и влиятельная часть крестьянства, отбираемая для борьбы с восстававшими крестьянами и междоусобной войны. Как вознаграждение феодалы отдавали самураям в пользование участки земли. Тем самым было положено начало ленным отношениям — отношениям вассальной зависимости между самураем и феодалом, что привело к формированию новых отношений и между самими феодалами.
Самураи
Большие группы феодалов объединялись под руководством своего вождя.
В 1086 г. формируются две группы феодалов — Минамото и Тайра, претендовавшие на статус центрального правительства. Остальные феодалы примыкали к той или иной группировке в зависимости от возможностей получения от нее новых поместий. В XII в. дом Тайра, например, имел 600 поместий в разных частях страны.
Самураи же между тем постепенно стали превращаться в замкнутое сословие — буси. В их среде возник и свято соблюдался кодекс воинской этики, свод норм поведения, главной из которых была верность своему господину, готовность отдать за него жизнь. Этот кодекс, как известно, в случае бесчестья или неудачи предусматривал по определенному ритуалу харакири (самоубийство). Сила самурайства заключалась в том, что самурай состояли из землевладельцев, непосредственно связанных с землей и опиравшихся на реальную базу — сельскохозяйственное производство.
Правда, класс самураев включал несколько слоев, один из которых вначале формировался внутри самой императорской системы. Его представители были наместниками в провинциях, осуществляли суд над преступниками и ведали охраной границ. Служили самураи под началом таких знатных аристократических домов, как Минамото и Тайра, но их реальная сила определялась не столько связями с высшей аристократией, сколько связью с землей, взаимоотношениями с более низкими социальными слоями, основанными на феодальном договоре между господином и вассалом.