Традиционные поселения и жилища
Разнообразие природно-географической среды Крымского полуострова (горы, предгорье, степь, морское побережье), социально-экономические условия, а также сложность этногенеза крымскотатарского народа оказали большое влияние на все сферы материальной культуры крымских татар и, в частности, на поселения и жилища.
Состав населения Крыма в разные исторические эпохи отличался большой пестротой и разнообразием. Причём все эти этносы постоянно смешивались друг с другом и по прошествии некоторого времени отличить коренных жителей от пришельцев было довольно трудно. Из этого смешения потомков тавров и скифов, греков и готов, сармат и алан, воран и гуннов, авар и булгар, хазар и печенегов, кыпчаков и турок, татар и монголов, генуэзцев и черкесов возник совершенно новый, своеобразный народ, известный в истории под названием крымцев или крымских татар.
Сложный процесс становления крымскотатарского народа завершился в период Крымского ханства (XV-XVIII вв.). Политическое господство тюрков способствовало консолидации родственных тюркских племен и ассимиляции ими различных иноязычных племён и групп горного и предгорного Крыма. Именно в этот период население Крыма было почти полностью исламизировано. Кроме 32 тысяч христиан, переселенных в 1778 г. по распоряжению Екатерины II в Приазовье и под Ростов-на-Дону, а также караимов и крымчаков, исповедующих караизм и иудаизм, всё остальное население было мусульманским.
Тюркские и нетюркские этносы, образовавшие крымскотатарский народ, оставили свои следы в культуре и антропологии, самосознании и языке. Эти различия, значительно стёршиеся за последние десятилетия, всё же позволяют и сегодня выделить 3 субэтнические группы крымских татар: тат, ногьай, ялыбойлю.
Большинство средневековых крымскотатарских поселений горного и предгорного Крыма, являющегося регионом проживания автохтонного населения Крыма, располагались буквально на фундаменте строений своих этнических предков - таврских, скифских и греческих городищ и крепостей. Так, например, таврские могильники VI-V вв. до н.э. были найдены в следующих сёлах и городах: Отуз, Коз, Токлук, Судак, Алушта, Корбек, Кувуш, Стиля, Буюк-Озенбаш, Татар-Осман, Коккозъ, Гаспра, Гурзуф, Ялта, Аутка, Кореиз, Симеиз, Лимены, Кикинеиз, Байдар, Уркуста, Буюк-Мускомья, Дуванкой, Теберти, Бахчисарай, Буюк-Янкой.
Средневековые крымскотатарские поселения: Аргын, Хан-Эли, Джафер- Берди, Сарабуз, Джалман, Мамут-Султан, Тавель, Кызыл-Коба, Саблы, Бешуй, Булганак, Балта-Чокрак, Топчикой, Инкерман, Алма-Кермен и другие располагались на месте позднескифских городищ и селищ III-II вв. до н.э. В VI-VII вв. тавро-скифами, греками и готами в горном Крыму было возведено множество укреплений-замков, служивших убежищем для населения близлежащих деревень во время войн. При их строительстве были использованы особенности вытянутого горного плато, по краям которого были построены стены, что делало их неприступными. В архитектуре крепостей отразилось смешение различных культур как автохтонных, так и пришлых.
Некоторые из крепостей: Мангуп, Эски-Кермен, Бакла, Чуфут-Кале и др. пережили эпоху средневековья, и остатки их сохранились до наших дней. Существенное влияние на поселения и жилища крымских татар оказало массовое распространение в Крыму в XII-XIV вв. исламской религии. В средние века в городах Бахчисарай, Кезлев, Кефе, Карасубазар, Эски-Крым, Акмесджит и др. был создан целый ряд прекрасных монументальных сооружений: мечеть хана Узбека и мечеть султана Бейбарса в г. Солхате (Эски- Крым), ханский дворец в Бахчисарае, мавзолей Хаджи-Гирея, медресе Зынджырлы в Салачике, ханская мечеть в Кезлеве и др.
В каждом селении также были каменные, крытые черепицей мечети, а если село большое, то несколько мечетей по количеству кварталов. Сёла горного и предгорного Крыма, потонувшие в садах с красивыми минаретами мечетей, украшенных позолоченным полумесяцем, были очень живописны. В городах и селениях было много богато украшенных каменных фонтанов, на которых арабской вязью было высечено имя строителя, год постройки, а также изречение или текст из Корана.
В поселениях степных крымцев имелись свои особенности. Так посреди деревни располагалась большая круглая площадка, усыпанная песком, где молодёжь занималась военными упражнениями.
На кладбищах, расположенных на окраине города или села, изредка строились мавзолеи (дюрбе); обычно над могилами устанавливались мраморные или каменные плиты (баш таш) с надписями, нередко расписанными в красный или синий цвет. Мужские надгробия иногда вверху украшались чалмой (сарыкъ), женские надгробия - феской (фес). В каждом поселении были кофейни (къавехане), одновременно служившие гостеприимным домом, в которые мужчины-татары сходились побеседовать, отдохнуть, попить кофе, послушать музыку. Женщины собирались в своих роскошных банях и проводили время, угощая друг друга щербетом и конфетами.
Известный исследователь крымскотатарских жилищ Б.А. Куфтин устанавливает четыре главных районных типа жилищ крымских татар:
Татарский дом г. Бахчисарая. Расположение домов более или менее однообразно. Домики соединены внутри калитками. Двор (азбар) примыкает к дому со стороны фасада и состоит из двух частей, находящихся на разных уровнях нижнего и верхнего двора. Верхний двор (усть-азбар) нередко представляет собой сад с фруктовыми деревьями и виноградом. Дома одноэтажные (бир къат) были прямоугольными, чаще сложенными из дикого камня на глиняном цементе с двухскатной или трехскатной крышей. Двухэтажные дома с выступающим верхним этажом имеют сходство со старыми византийскими домами.
Деревенский дом Бахчисарайского района. Здесь, в районе водораздела Качи и Бельбека встречаются старые дома, выстроенные из дерева и представляющие собой своеобразные срубы (чатма эв), сложенные из массивных дубовых досок. Такой сруб помещается или прямо на земле на низком каменном фундаменте, или поднимается на сложенном из камня нижнем этаже (магъаз). Плоских крыш даже в наиболее бедных домах не встречается. Потолков нет и свод двухскатной крыши делается из обтесанных массивных брусьев. Значительно более сложную постройку, хотя в основе исходящую от предыдущей, представляют деревянные двухэтажные дома в горных деревнях - Озенбаше, Стиле и др. Их особенные, выступающие всюду крупные древесные стволы придают селению не южный, а скорее какой-то северный отпечаток. "Естественно, - считает Б.А. Куфтин, - обратиться за объяснением этой своеобразной конструкции деревянных срубных домов к северным пришельцам - готам, которые владели значительной областью в этой части Крыма в течение более тысячи лет".
Дом степного района Карасубазара и Симферополя. Татарские деревни этого района отличаются беспорядочным расположением домов, с пустынным двором, окруженным низенькой оградой и имеют неправильные, но довольно широкие улицы. Одноэтажные домики под двухскатной черепичной крышей построены из обмазанного глиной плетня или кирпича, чаще состоят из двух- трёх комнат. От домов Бахчисарайского района они отличаются тем, что при жилье имеется хлев, построенный в одну линию с ним и находящийся под одной крышей.
Дом южнобережного района. В культуре южнобережных крымцев и, в частности, в жилище, Куфтин отмечает кавказские и малоазиатские черты. Отличительной чертой жилища южнобережного татарина является нигде не наблюдаемая в северном районе плоская крыша, а также план расположения комнат, большей частью не в одну линию, а крестовидно. Дома здесь расположены, буквально один на другом.
Улиц в такой деревне, собственно, нет совсем. Вместо них имеются кривые каменные лестницы в узких промежутках между двухэтажными домами, которые громоздятся один над другим, образуя по склону ущелья сплошную многоярусную постройку. Двором нередко служат крыши нижележащих домов Передняя стена дома представляет собой загородку из плетня, обмазанную глиной. Извне к дому нередко пристраивается с наружной стороны очага куполообразная печь (фурун) для выпечки хлеба.
Многие путешественники, побывавшие в Крыму в XVI-XX вв., отмечали необыкновенную чистоту жилищ и дворов крымских татар, что во многом было обусловлено влиянием исламской религии.
Интерьер крымскотатарского жилища зависел от материального достатка его хозяина и состоял из камина (оджакъ) с трубой (баджа) и подвешенного к нему на цепи казана, ярких ковров (килим, макъат) или узорных войлоков (кийиз), постеленных на полу, широких и низких диванов (сет), расположенных вдоль стен. Одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ) в специальной нише (къамере). Важное значение придавалось медной и гончарной посуде, располагавшейся на открытых полках (раф). Отличительной чертой традиционного быта крымских татар являлось широкое использование полотенец для украшения комнат. Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели - низенькими столиками (хона), скамейками, зеркалами, светильниками, скатертями, салфетками, занавесями. Рядом со спальней строилось помещение для купания, которое называлось "сув долабы", в спальне стояла расписная колыбель (бешик), а в сенях (аят) находился ручной станок (тезья), на котором крымские татарки ткали платки (марама), полотенца (юзьбез, явлукъ) и другие предметы. Если в доме имелась отдельная парадная комната для гостей (мусафирхане), то лучшие вещи - ковры, посуда - собирались здесь. Вот как, например, описывает гостиную в с. Буюк-Озенбаш Евгений Марков, побывавший в Крыму в начале XIX века: "Гостиная Тохтара-Эфенди довольно порядочна для простого татарина. Потолок с бахчисарайской резьбой, на полках ярко вычищенная посуда и несколько рукописных магометанских книг, деревянное мелкорешетчатое окошко на турецкий манер; а уж ковров, подушек и тюфяков счёту нет! Мы сидим на коврах, поджав под себя ноги вокруг татарского столика настоящего арабского рисунка".
У крымцев степного Крыма, наследников кыпчаков (половцев), универсальным материалом в убранстве жилищ были узорные войлоки. Еще в XIX в. крымские татары-степняки увешивали и затягивали войлоком стены саманных домов, стремясь придать жилищу облик ушедшей в прошлое кочевнической юрты.
Можно также добавить, что у входа в комнату обувь снимали и оставались в одних чулках. Как отмечал М.Дубровский: "... в убранстве комнат заметно стремление создать уют и комфорт, все рассчитано на покой и отдых". Потеря крымскими татарами своей государственности в 1783 г. тяжело отразилось на положении крымскотатарского народа.
Колонизаторская политика царской России, жестокий политический и социально-экономический гнет вызвали паралич в области крымскотатарского народного творчества. Монументальное искусство гибнет. За последующий период не было воздвигнуто ни одного сооружения, имеющего какое-либо историко-художественное значение.
Отмечая изменения, произошедшие в Крыму после его аннексии Россией, М.Волошин писал: "Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста. Взамен пышных городов из Тысячи и Одной ночи русские построили несколько убогих уездных городов и назвали их псевдоклассическими именами - Севастополем, Симферополем, Евпаторией".
Массовая эмиграция крымских татар, принявшая особенно большие размеры в 60-х гг. XIX в., коснулась 784 селений, из которых 330 совершенно опустели.
В период Советской власти во время борьбы с религией, проводившейся в 1920-30 гг., в Крыму были закрыты все культовые сооружения: мечети, текие, медресе. Минареты были разрушены, а здания мечетей и медресе приспособлены под клубы, складские помещения, мастерские. Большой урон традиционным поселениям и жилищам крымских татар был нанесен во время войны 1941-45 гг., когда немецкими фашистами в горном и предгорном Крыму за помощь местными жителями партизанам было сожжено около 200 сел, из которых более половины было крымскотатарскими. Но подлинной трагедией и катастрофой для крымскотатарского народа стала поголовная депортация 1944 г. Сразу после выселения коренного народа руководством ВКП(б) открыто была поставлена задача - "сделать Крым новым Крымом со своим русским укладом". Началось уничтожение всего, что напоминало о крымских татарах. На русской лад были переименованы все названия крымскотатарских сёл, хранящие историю народа, уничтожены кладбища, из могильных плит построены заборы, свинарники и сараи. В дома крымских татар вселены переселенцы из России и Украины.
В настоящее время идет процесс возращения крымских татар на свою историческую родину. С 1990 г. в Крыму, несмотря на сопротивление местных властей, основано более сотни посёлков, в которых наряду с жилым домами планируется также строительство школ, мечетей, кофеен.
Резюмируя сказанное, можно сформулировать следующие выводы и предложения:
Право собственности на памятники культуры нетюркоязычных и тюркоязычных этносов Крыма, принявших участие в формировании крымских татар, принадлежит крымскотатарскому народу. Это в полной мере относится также к поселениям и жилищам.
Крымскотатарские поселения и жилища впитали в себя богатейшие строительные традиции многих этносов, принявших участие в его формировании, прежде всего тавров, древних и средневековых греков, готов, тюркских народов. Особенность поселений и жилищ обуславливалось также различиями в хозяйственных укладах: оседлое земледелие и традиционное скотоводство.
Традиционные поселения и жилища крымских татар имели свои особенности в зависимости от природно-климатических условий и ландшафта Крымского полуострова (горы, предгорье, побережье, степь).
Создававшееся в результате сложного исторического прошлого Крыма крымскотатарское жилище полностью соответствовало местным климатическим условиям и основным требованиям в отношении нормы воздуха, света, тепла.
Сохранившиеся традиционные поселения и жилища крымских татар необходимо взять под охрану государства, а также провести их комплексное научное исследование, т.к. до сих пор продолжается их систематическое уничтожение (разрушение крымскотатарского квартала в г Алушта в 1990 г., снос бульдозером мечети XVIII в. в с. Кучюк-Озенбаш Бахчисарайского р-на в 1989 г. и т.д.).
Необходимо восстановить крымскотатарские топонимы в Крыму, являющиеся частью культуры народа и содержащие богатейший материал по его истории и этногенезу.