Занятие 17 (тема 14). Спор как вид коммуникации

1. Спор: понятие и определение

2. Виды спора в современном обществе.

3. Спор как форма организации человеческого общения.

4. Стратегии и практики ведения спора.

5. Уловки в споре Понятие спора.

Задания для выполнения на практическом занятии:

1.Познакомиться с отрывком из книги Цицерона «Оратор» и ответить на следующие вопросы: 1. Что общего, по его мнению, между ораторской речью и искусством спора? 2. Чем они отличаются?

Итак, я полагаю, что совершенный оратор должен не только владеть свойственным ему искусством широко и пространно говорить, но также обладать познаниями в близкой и как бы смежной с этим науке диалектиков. Хоть и кажется, что одно дело речь, а другое спор, и что держать речь и вести спор вещи разные, - однако суть и в том и в другом случае одна, а именно – рассуждение. Наука о разбирательстве и споре – область диалектиков, наука же о речи и ее украшениях – область ораторов. Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а, раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие. А еще до него Аристотель сказал в начале своей риторики, что эта наука представляет как бы параллель в диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора – большей сжатости.

2. Письменно составить конспект (или тезисы) своего выступления по проблемам «Запад - Восток», или «Традиции - новаторство», или «Кем быть – каким быть», или «Альтруизм - эгоизм» и пр.

3. В любом произведении литературы найти спор, полемику между персонажами на тему, которая вас трогает. Проанализировать эти сцены по такой схеме: а) произведение, автор, эпоха; б) ситуация, вызвавшая полемику; в) обсуждаемая проблема; г) участники спора. В чем острота позиции каждого?; д) степень накала страстей; е) на чьей стороне вы?; ж) самые сильные аргументы: 1) логические; 2) мастерство языка и риторики; з) ваша оценка корректности спорящих; и) общая оценка дискуссионной ситуации.

Интерактивное задание для студентов. Case stady:

Составьте сценарии дискуссионных ситуаций по вашему выбору. Войдите в роль спорящих. Сформулируйте позицию каждого.

Составьте модель дискуссии: ситуация, проблематика, спорящие лица, их позиции, основное противоречие, доводы каждого, наиболее сильные аргументы.

Занятие 18 (тема15). Риторический анализ речи

Вопросы для обсуждения:

1. Параметры риторического анализа речи.

2. Произнесение речи: тренинг.

Задания для выполнения на практическом занятии:

1. Подобрать десять разных текстов. Устно потренироваться в их риторическом анализе. Затем выбрать один из текстов и выполнить его полный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа анализа, или аннотации, или рецензии. Возможно, удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.

2. Вместе с преподавателем студенты смотрят одну из дискуссионных передач и отвечают на следующие вопросы:

А) какие ораторы-участники передачи вам более всего запомнились и почему?

Б) какие наиболее эффективные примеры усиления убедительности выступления они применяли?

В) какие ошибки в публичных выступлениях отдельных ораторов вы заметили?

3. Проанализировать речи Нобелевских лауреатов с точки зрения содержания, приемов ораторского мастерства, стиля выступления.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с предложенной в списке основной и дополнительной научной литературой по теме лекции, разработку сценариев ролевых игр, подготовку реферата и выступление с ним, в том числе в ситуации деловой игры.

Тематика рефератов

1. Риторика в современном мире.

2. Язык и власть.

3. Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента).

4. Риторика и культура речи.

5. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

6. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.

7. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения.

8. Правила ведения научного диалога.

9. Подготовка и проведение дискуссии.

10. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать.

11. Обратная связь в публичном выступлении.

12. Судебное красноречие в России ХIХ столетия.

13. Политическое красноречие в России ХХ столетия.

14. Духовное красноречие и его роль в развитии русской риторики.

15. Русское академическое красноречие, его особенности и представители.

16. Русское военно-патриотическое красноречие.

17. Речевые тактики.

18. Совершенствование навыков слушания.

19. Психологический анализ речевого общения.

20. Роль логики, ее законов и категорий в риторике.

21. Использование принципов дидактики в речевой деятельности.

22. Устная речь – звуковой портрет говорящего.

23. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.

24. Особенности развлекательной речи.

25. Особенности информационной речи.

26. Особенности агитационной речи.

27. Особенности «сокровенных речей».

28. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении.

29. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.

30. Экспрессия в общении.

31. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.

32. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении.

33. Развитие речевых возможностей.

34. Проблема риторической интуиции.

35. Теория аргументации и ее значение для общей риторики.

36. Риторическая компетентность.

37. Использование категорий логики в судопроизводстве.

38. Композиция судебной речи.

39. Культура и этика судебных прений.

40. Судебное красноречие античности.

Требования к выполнению и оформлению реферата:

1. После ознакомления с содержанием выбранной темы реферата студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы.

2. Перед ее написанием студент должен обязательно продумать и составить четкий план его изложения, который, при необходимости, можно уточнить с преподавателем. Важно помнить, что чем четче план работы, чем он логичнее составлен, тем легче автору изложить свои мысли, сделать обоснованные выводы. В свою очередь, план реферата является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей.

3. Структура работы, как правило, включает: титульный лист; план работы; введение (где излагаются актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, раскрывающие тему), содержащую 3-5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников.

4. Работа выполняется студентом самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. Работа выполняется только в отпечатанном виде. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературных источников должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы).

5. Работа рецензируется преподавателем и оценивается им (до 4 баллов).

Формы контроля за индивидуальной и самостоятельной работой студентов:

1. Проверка усвоения курса в виде мини-тестов на лекциях.

2. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам самостоятельных и контрольных работ.

3. Итоговая контрольная работа по теме «Риторический анализ текста».

4. Зачёт.

Наши рекомендации