Занятие 17 (тема 14). Спор как вид коммуникации
1. Спор: понятие и определение
2. Виды спора в современном обществе.
3. Спор как форма организации человеческого общения.
4. Стратегии и практики ведения спора.
5. Уловки в споре Понятие спора.
Задания для выполнения на практическом занятии:
1.Познакомиться с отрывком из книги Цицерона «Оратор» и ответить на следующие вопросы: 1. Что общего, по его мнению, между ораторской речью и искусством спора? 2. Чем они отличаются?
Итак, я полагаю, что совершенный оратор должен не только владеть свойственным ему искусством широко и пространно говорить, но также обладать познаниями в близкой и как бы смежной с этим науке диалектиков. Хоть и кажется, что одно дело речь, а другое спор, и что держать речь и вести спор вещи разные, - однако суть и в том и в другом случае одна, а именно – рассуждение. Наука о разбирательстве и споре – область диалектиков, наука же о речи и ее украшениях – область ораторов. Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а, раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие. А еще до него Аристотель сказал в начале своей риторики, что эта наука представляет как бы параллель в диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора – большей сжатости.
2. Письменно составить конспект (или тезисы) своего выступления по проблемам «Запад - Восток», или «Традиции - новаторство», или «Кем быть – каким быть», или «Альтруизм - эгоизм» и пр.
3. В любом произведении литературы найти спор, полемику между персонажами на тему, которая вас трогает. Проанализировать эти сцены по такой схеме: а) произведение, автор, эпоха; б) ситуация, вызвавшая полемику; в) обсуждаемая проблема; г) участники спора. В чем острота позиции каждого?; д) степень накала страстей; е) на чьей стороне вы?; ж) самые сильные аргументы: 1) логические; 2) мастерство языка и риторики; з) ваша оценка корректности спорящих; и) общая оценка дискуссионной ситуации.
Интерактивное задание для студентов. Case stady:
Составьте сценарии дискуссионных ситуаций по вашему выбору. Войдите в роль спорящих. Сформулируйте позицию каждого.
Составьте модель дискуссии: ситуация, проблематика, спорящие лица, их позиции, основное противоречие, доводы каждого, наиболее сильные аргументы.
Занятие 18 (тема15). Риторический анализ речи
Вопросы для обсуждения:
1. Параметры риторического анализа речи.
2. Произнесение речи: тренинг.
Задания для выполнения на практическом занятии:
1. Подобрать десять разных текстов. Устно потренироваться в их риторическом анализе. Затем выбрать один из текстов и выполнить его полный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа анализа, или аннотации, или рецензии. Возможно, удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.
2. Вместе с преподавателем студенты смотрят одну из дискуссионных передач и отвечают на следующие вопросы:
А) какие ораторы-участники передачи вам более всего запомнились и почему?
Б) какие наиболее эффективные примеры усиления убедительности выступления они применяли?
В) какие ошибки в публичных выступлениях отдельных ораторов вы заметили?
3. Проанализировать речи Нобелевских лауреатов с точки зрения содержания, приемов ораторского мастерства, стиля выступления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с предложенной в списке основной и дополнительной научной литературой по теме лекции, разработку сценариев ролевых игр, подготовку реферата и выступление с ним, в том числе в ситуации деловой игры.
Тематика рефератов
1. Риторика в современном мире.
2. Язык и власть.
3. Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента).
4. Риторика и культура речи.
5. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.
6. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.
7. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения.
8. Правила ведения научного диалога.
9. Подготовка и проведение дискуссии.
10. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать.
11. Обратная связь в публичном выступлении.
12. Судебное красноречие в России ХIХ столетия.
13. Политическое красноречие в России ХХ столетия.
14. Духовное красноречие и его роль в развитии русской риторики.
15. Русское академическое красноречие, его особенности и представители.
16. Русское военно-патриотическое красноречие.
17. Речевые тактики.
18. Совершенствование навыков слушания.
19. Психологический анализ речевого общения.
20. Роль логики, ее законов и категорий в риторике.
21. Использование принципов дидактики в речевой деятельности.
22. Устная речь – звуковой портрет говорящего.
23. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.
24. Особенности развлекательной речи.
25. Особенности информационной речи.
26. Особенности агитационной речи.
27. Особенности «сокровенных речей».
28. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении.
29. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.
30. Экспрессия в общении.
31. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.
32. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении.
33. Развитие речевых возможностей.
34. Проблема риторической интуиции.
35. Теория аргументации и ее значение для общей риторики.
36. Риторическая компетентность.
37. Использование категорий логики в судопроизводстве.
38. Композиция судебной речи.
39. Культура и этика судебных прений.
40. Судебное красноречие античности.
Требования к выполнению и оформлению реферата:
1. После ознакомления с содержанием выбранной темы реферата студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы.
2. Перед ее написанием студент должен обязательно продумать и составить четкий план его изложения, который, при необходимости, можно уточнить с преподавателем. Важно помнить, что чем четче план работы, чем он логичнее составлен, тем легче автору изложить свои мысли, сделать обоснованные выводы. В свою очередь, план реферата является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей.
3. Структура работы, как правило, включает: титульный лист; план работы; введение (где излагаются актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, раскрывающие тему), содержащую 3-5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников.
4. Работа выполняется студентом самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. Работа выполняется только в отпечатанном виде. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературных источников должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы).
5. Работа рецензируется преподавателем и оценивается им (до 4 баллов).
Формы контроля за индивидуальной и самостоятельной работой студентов:
1. Проверка усвоения курса в виде мини-тестов на лекциях.
2. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам самостоятельных и контрольных работ.
3. Итоговая контрольная работа по теме «Риторический анализ текста».
4. Зачёт.