Механизм государства и государственный аппарат
Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений, публичных служб и корпораций (предприятий), государственных должностных лиц, выполняющих функции государства в сфере публичного управления. Данное понятие показывает, что государство является управленческой подсистемой общества в целом и располагает для этого необходимыми средствами (механизмом). Составные части механизма государства выделяются в зависимости от решаемых ими задач и объема властных полномочий. Механизм государства образуют государственные органы, объединенные в государственный аппарат. Они располагают властными полномочиями публичного характера, т.е. их веления обязательны для остальных государственных органов и организаций всех форм собственности. Государственные учреждения и предприятия не располагают властными полномочиями публичного характера, но оказывают общественные услуги, поддерживают общественную инфраструктуру и создают материально-техническое обеспечение государственной власти, находясь в исключительной или преимущественной государственной собственности. К ним относятся государственные образовательные и научные учреждения (например, вузы), государственные корпорации типа «Газпром». Существуют также публичные службы военизированного (армия, железнодорожные войска) и гражданского типа (обеспечивающие почтовую, телеграфную и телефонную связь, медицинское обслуживание населения).
Наиболее важной частью механизма государства является государственный аппарат – система взаимосвязанных государственных органов и входящих в их состав государственных должностных лиц. Необходимость выделения государственного аппарата в составе государства обусловлена публичным характером государственной власти. Этот состав государства образуют: государственно организованный народ; государственный аппарат как делегированный носитель части государственного суверенитета – государственной власти, которая передана ему народом.
Совокупный носитель делегированной части суверенитета называется государственным аппаратом. Существуют два основных элемента государственного аппарата: государственные органы, персональный состав государственных органов.
Государственный орган –это структурная единица государственного аппарата, характеризующаяся юридической оформленностью, властными полномочиями, организационной хозяйственной самостоятельностью, состоящая из государственных служащих и располагающая материальными средствами для осуществления своих полномочий. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Государственный орган действует от имени государства и имеет право издавать обязательные к исполнению акты и вправе применять принуждение в случаях и объеме, предусмотренными законодательством.
Обособленность государственного органа проявляется в том, что его отношения с другими государственными органами носят характер не только субординации (отношения управления, подчинения вышестоящему органу), но и координации (служебной независимости, возможности вступать в кооперативные отношения и заключать юридические договоры между собой).
Государственный орган может реализовать свои властные полномочия тремя способами:
изданием нормативных юридических актов;
изданием предписаний индивидуального характера;
посредством организационной и управленческой деятельности.
Классификация государственных органов осуществляется по нескольким основаниям.
1. По источнику легитимности государственные органы делятся на первичные и вторичные. Первичные создаются на основе конституции и законодательных актов. К ним относятся глава государства, конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Вторичные – это государственные органы, созданные на основе подзаконных актов по решению первичных государственных органов.
2. По характеру компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Предполагается, что органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерства финансов, экономики, обороны, юстиции и др.)
3. По правовым формам реализации государственных функций выделяются:
законодательные органы;
органы исполнительной власти;
судебные органы.
4. По способу формирования персонального состава делятся на представительные органы и назначаемые.
5. По характеру принятия решения государственные органы делятся на коллегиальные и единоличные. Коллегиальные – волеизъявление государственного органа определяется решением нескольких должностных лиц, входящих в его состав (парламенты, суды). Единоличные (единоначальные) – их волеизъявление определяется только решением главы (руководителя) данного государственного органа.
6. По действию во времени (по срокам полномочий) государственные органы делятся на постоянные и временные. У постоянных органов срок действия не ограничен (совпадает со сроком сохранения юридической силы того юридического акта на основании которого они были созданы). У временных органов начало и окончание их деятельности устанавливаются заранее.
7. По действию в пространстве выделяются:
центральные (высшие) органы власти;
территориальные отделения центральных органов власти;
органы местного территориального государственного управления. Их компетенция распространяется на определенную территорию и в пределах, установленных разграничением правомочий между центральными органами и органами территориального управления.
Наряду с органами государственного управления всех видов в территориальных образованиях действуют органы местного самоуправления, которые представляют собой проявление самоорганизации общества (выступают как частная корпорация), однако при этом реализуют не групповые интересы отдельных граждан, а представляют общие интересы граждан, проживающих на данной территории. Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, не находятся в служебном подчинении у государственных органов, муниципальные образования находятся под контролем и надзором государственных органов.
Деятельность государственного аппарата основана на следующих принципах:
· демократизма - демократический характер действия государственного аппарата означает, что как общее правило предполагается, что государственные должностные лица избираются посредством политических выборов либо широкого профессионального конкурса (государственный аппарат является делегированным носителем правомочий народа-суверена);
· профессионализма - профессионализм предполагает наличие необходимого образовательного и профессионального уровня у носителей государственной власти;
· департизация (деполитизация) государственного аппарата –государственное должностное лицо не может состоять ни в одной политической партии, так как он является представителем всего народа;
· принцип «открытости», гласности (транспарентности) – граждане должны располагать необходимыми сведениями о действиях должностного лица и о принимаемых им решениях;
· принцип разделения властей предполагает разграничение предметов ведения и компетенции государственных органов для обеспечения их специализации и эффективности, а также для предотвращения узурпации власти какой-либо ветвью власти.