Примеры тематических дней.

Введение.

Все написанное дальше исходит из следующих предпосылок:

Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку ( вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо ). Команды каждый раз меняем.

Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и дела мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни ( или найти такие интересные моменты в обычном и привычном ).

Предполагается отсутствие в лагере сварливых директоров, кружководов, старперов ( старших вожатых ), сторожей и т.д., т.е. людей, которые могут запретить планируемое мероприятие до его проведения или во время проведения накапать начальству о сомнительных выходках вожатых. При их наличии машруты и места проведения выбираются из соображений минимальной вероятности встречи с такими людьми.

Создавался инструмент, с помощью которого любой ( даже начинающий ) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Предполагается наличие в лагере только вожатых - т.к. мы не избалованы лагерями, в которых есть кружководы, физруки и т.д., которые помогают вожатым в проведении отрядных дел ( часто даже сменных нет ).

Этот текст не является полным описанием смены, а, скорее, набор мыслей по поводу организации интересной жизни в отряде ( часть этих мыслей была реализована, а часть - фантазии )

Идея.

Идея была услышана по телевизору давно то ли из уст Дмитрия Диброва, то ли Александра Невзорова и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день поторялись ( спорт, музыка и т.д. ), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас ипользуется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН ( кроссворды, задания, рисунки и т.д. ) после КВНа оставляем на стене, поэтому к концу смены набирается полная стена холла с историей смены. Дети в свободное время там ползают, вспоминают загадки, задают их друзьям, смотрят свои труды, хвастаются родителям. Эта стена является отрядным уголком, поэтому он в полном своем величии получается только к концу смены, хотя некоторые оформительские моменты ( название, композицию, обыгрывающую название и т.д. мы строим в начале смены ).

Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе ( таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются ). В другой день состав команд меняется.

Способы сбора команд могут быть разные:

  • раздать разрезанные открытки и дети собирают картинки;
  • считалками;
  • раздать листки отрывного календаря и собрать по месяцам, праздникам-непраздникам, четным-нечетным, понедельникам-вторникам-средам-… и т.д.;
  • выбрать капитанов и они по очереди выбирают себе членов команды;
  • дети проходят мимо вожатого, а он измеряет высоту их роста своей рукой "маленький", "средний", "большой" - как ему вздумается, лишь бы количества в командах были одинаковые;
  • 197 др. способов деления детей на команды.

Достаточно трудно генерить каждый день тематическим, да и обычно нужды такой нет - кроме отрядных дел есть и общелагерные, подготовка к ним и т.д. Поэтому их в смену получается около трех-четырех. Для плучения конкурсов и этапов на нужную тему мы просто берем известные и к ним добавляем тематику дня.

Примеры тематических дней.

День пожарного.

Утро: тренировались соеденять несколько пожарных шлангов в один длинный, подключать его к крану, пусками воду и поливали ( соседний корпус и выходящих из него "погорельцев" ), тренировались спускаться со второго этажа по веревке на карабине ( страховка обязательно !!!!! ), изучали действия по сигналу пожарная тревога ( я такого сигнала не знаю, у нас было три коротких гудка горна ) - в нашем случае надо было за 20 секунд выбежать из корпуса, при этом обязательно в обуви ( чтобы при пожаре не обжечь ноги ), в куртке ( на случай остаться без дома ) и с бутылкой воды ( бутылки были сделаны всем детям с дыркой в крышке, чтобы заливать пожар; хранились в чемоданных ).

День: тихий час кончился пожарной тревогой. Эстафета включала в себя следующие этапы:

· набрать номер 01 на телефоне ( каждый по три раза );

· одеть пожарный костюм ( в качестве пожарного костюма использовался брезентовый и каска );

· покидание горящего здания со второго этаже по веревке на карабине ( каждый по разу );

· оттаскивание бревна из пожароопасной зоны ( большое бревно, чтобы вся команда тащила );

· прицельное поливание водой из брансбойта в ведро ( каждый по ведру );

· на определенной территории найти огоньки и потушить их ( мы делали бумажные и искали их );

· залезть по металлическому столбу и позвонить в пожарный колокол ( каждый по разу );

· наполнить ведро водой, подняться по пожарной лестнице на 2 этаж и вылить ведро в горящее окно ( окно надо закрыть, огонь нарисовать внутри, чтобы не заниматься потом мелиорацией корпуса - 30 ведер воды это много );

· вся команда стоит возле корпуса и растягивает одеяло, участники по одному по стремянке лезут на 2 этаж ( там в окне мягкие игрушки - как будто люди в горящем доме ), берут одну игрушку и бросают вниз так, чтобы попасть на одеялку ( можно спасать одну игрушку по очереди, но опухнешь ее назад закидывать );

· команда, первая вернувшаяся на стартовую позицию, получает почетное право найти несколько рукавов пожарного шланга, соединить их, подсоединить к крану и залить пожар ( который вожатый предварительно разжег. В нашем случае не разрешалось ничего жечь на территории, поэтому пришлось на лагерный металлический забор навалить кучу веток, бумаги, колес и все это поджечь )

· а если бы еще и настоящую пожарную машину …

Вечер: КВН на пожарную тему. Задания:

· каждой команде выдается листочек с лабиринтом - план горящего дома - и надо найти выход из него;

· кроссворд на пожарную тему ( определения слов читаем всем командам, очки засчитываем той команде, игрок которой назвал нужное слово );

· при пожаре бывает много дыма, чтобы из него выйти надо набрать воздуха и недышать - все участники по команде набирают воздух и не дышат, смотрим из каких команд самые недышащие;

· есть подгоревшая записка - надо восстановить текст ( текст состоит из букв, которые симме-трич-ны, на записке только одна половинка буквы - вторую надо дорисовать. Буквы с вертикальной осью симметрии - А, Д, Л, М, Н, П, Т, Ф, Ш, с горизонтальной - В, Е, Ж, З, К, О, С, Х, Э, Ю );

· кольцовка причин пожара ( кольцовка - это когда команды по очереди называют слова, кто не может назвать - выбывает, оставшийся - победитель )

Вечером, когда дети пошли мыть ноги и в туалет перед сном, провели еще одну пожарную тревогу - не уложилась в нужное время только одна девочка из двух отрядов. Всем понравилось.

День почтальона.

Утро: Ничего не смог придумать, из банального - можно написать письма домой.

День: Эстафета настоящих почтальонов:

· старт, получение 2 конвертов: один настоящий, второй - нарисованы на листе бумаги лицевая сторона конверта, а на обратной стороне написан маршрут. Дается чистый лист бумаги и фломастер, каждый участник команды пишет фразу, которую говорит вожатый этой команды , на лист, потом лист кладется в конверт и конверт заклеивается. На этот конверт вожатый команды на этапах наклеивает марки ( мы эти марки сами рисовали, наклеивали не сильно, чтобы потом раздать детям-участникам команд );

· собрать посылку домой ( напихать в ящик даров лагеря, которые попадуться под руку ), закрыть ее крышкой и забить ( каждый по гвоздю );

· почтовые сапоги-скороходы: надо в огромных сапогах пробежать по маленькой трассе ( каждый по разу );

· по веревке переправиться с письмом через реку;

· залезть по металлическому столбу и позвонить в связной колокол ( каждый по разу );

· из лука отбиться от бандитов ( стреляли в мишень );

· попасть авиа посылкой в нужное место с самолета ( кидали коробки с балкона столовой в написанные на бумажках названия городов до тех пор, пока не попадут )

Вечер: почтальонный КВН:

· собрать слово по флажковой азбуке (азбуке Морзе или еще какой );

· сделать почтовый самолет из листа бумаги и чтобы он долетел до пределенной отметки ( или у какой команды дальше );

· расфасовать письма - каждой команде куча маленьких листочков с названиями городов, должны разложить на группы по городам;

· сложить разрезанное письмо и прочитать;

· в посылке ( в качестве посылки используется мешок ) лежат предметы, надо угадать какие

· выдается каждой команде конверт и на него надо наставить печатей, каждый участник ставит печати 5 секунд и передает другому, у какой команды больше печатей ( печати можно сделать из морковки или картошки )

День милиционера.

Утро: можно тренировать сигналы регулировщика ( жезлом ), приемы самообороны и правила безопастности для детей ( не есть конфетки из чужих рук, не заходить в лифт с посторонними, и т.д. ), можно попробывать захватить отряд в золожники и проиграть варианты действий детей в такой ситуации

День: милицейская эстафета:

· можно метание гранат, ножей, стрельбу из детских пистолетов, можно усложнить - с качелей;

· в боксерских перчатках стукать грушу;

· свистеть в милицейский свисток;

· махать жезлом - один махает, остальная команда выполняет, все по очереди;

· оставить свои отпечатки пальцев на листочке ( надо какой-нибудь краски, где пальцы пачкать );

· фигурная езда на велосипеде ( если есть )

Вечер: милицейский КВН:

· на листе бумаги отпечатать след обуви, надо найти, чей след;

· отгадать зашифрованную записку;

· угадать, чей волос;

· записать на магнитофон звуки ( игра в теннис, шаги по ступенькам, вода в унитазе, забивание гвоздя и т.д. ) даем слушать, кто вперед угадает;

· найти на рисунках - какой ключ от какого замка;

· найти 10 различий между рисунками;

· описать человека по памяти ( предварительно человека показываем ) или что в нем изменилось;

· определить конфеты по вкусу с закрытыми глазами;

· можно отгадывать да-нетки ( например: в открытом океане яхта, а вокруг нее 10 трупов плавает и никого больше. Что произошло? );

Наши рекомендации