Факторы возрастающего значения идеологии инновационного развития Республики Беларусь в контексте цивилизационного процесса
В странах мирового сообщества | В Республике Беларусь |
1. Необходимость разработки новой парадигмы устойчивого общественного развития, сохранения окружающей среды для будущих поколений | 1.Необходимость теоретико-концептуального осмысления и обоснования политико-экономического и социального развития Республики Беларусь, духовных ценностей, разделяемых народом. Объективная логика современного этапа отечественного развития |
2.Приоритет общечеловеческих ценностей и необходимость гуманизации всех сфер жизнедеятельности как факторов преодоления социальных контрастов и противоречий | 2. Приоритет созидательного мировоззрения. Идеология – это «иммунная система», защищающая общество от внутренних и внешних угроз. Реализация концепции «Государство для народа». |
3. Формирование единого информационного пространства, глобализация коммуникативных систем, развитие Интернет-технологий | 3. Необходимость вхождения в единое европейское мировое информационное и образовательное пространство |
4. Преодоление противоречий между демократическими институтами, неправительственными организациями и правящей национальной элитой, интересами элитных и неэлитных групп общества | 4. Становление правового государства развитие демократии, формирование гражданского общества как основ эффективного государства устойчивого инновационного развития |
5. Формирование транснациональных корпораций, подчиняющих своим интересам страны мира | 5. Исчерпаемость административно-управленческих ресурсов и разработка инновационной системы управления |
6. Поляризация политических сил, противостоящих монополярности | 6. Формирование идеологии многовекторной внешней политики, развитие международного сотрудничества |
7. Обострение противоречий между развитыми и развивающимися странами | 7. Обеспечение стабильности социальной системы, консолидированности общества в контексте его социальной стратификации |
8. Духовный кризис всех социальных слоев общества и поиск выхода из него. Конфликт ценностей поколений | 8. Изменение ценностных ориентаций различных социальных групп общества. Укрепление духовно-нравственных основ в общественной жизни. Проблемы социализации молодого поколения |
9.Энергетическая зависимость.Исчерпаемость невозобновляемых источников энергии | 9.Энергетическая безопасность. Модернизация, повышение конкурентоспособности производства. |
10.Развитие новой экономики, знаний информационных и высоких технологий | 10.Сохранение и совершенствование интеллектуального потенциала, обеспечивающего развитие новых высоких технологий |
11.Глобализация мировой экономики | 11.Необходимость привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественного производства, вхождение в европейский и мировой рынок, ВТО |
12.Необходимость сбалансированности политических интересов в современном мире | 12.Упреждение конфронтации, обеспечение социального согласия и культуры консенсуса в обществе |
Все эти факторы предопределяют содержательную направленность идеологии белорусского общества и государства – идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности государства и граждан: «Государство – для народа, человек – во благо своего Отечества».
4.5. Национальная идея: понятие, сущность, содержание, функции
Многомерность и сложность такого феномена, как «национальная идея», объясняют существование различных определений ее понятия, сущности, содержания, функций, цели.
Актуализация и усложнение данной проблемы возрастают по мере того, когда приходится давать ответ на такие вопросы: Как зародилась идея нации? В чем она состоит? Как она исторически развивалась? Почему она смогла завоевать широкую поддержку по всему миру? В чем состоит идея нации в разных странах? Почему стало возможным применение этой идеи в разных культурных сообществах? Каковы последствия данной идеи для различных сообществ?
Следует отметить, что проблематикой национальной идеи (ее политические и социальные функции, ресурсы и их ограниченность, ее возможная манипуляция в интересах различных групп, соотношение демократии и нации) наука активно занимается с начала 50-х гг. ХХ в. К примеру, научные подходы к изучению национальной идеи в западной социологии, при всем своем многообразии, сводятся, как правило, к проблеме соотношения понятий «нация» (как идеи) и «национализм» (как идеологии), их содержательной наполняемости.
И это закономерно. В современном мире возрастает острота национальных конфликтов, а это свидетельство того, что национализм (как идеология) продолжает быть влиятельной политической силой, а нация (как идея) имеет поддержку масс в большинстве стран мира, ради которой многие ее приверженцы готовы отдать свою жизнь (к примеру, чеченский конфликт, американо-иракский и т.д.). Поэтому проблема национальной идеи весьма актуальна в настоящее время. Как считает Х. Кохн, один из сторонников конструктивистского подхода, нация «как идея» и национализм «как идеология» зародились в Англии еще в ХVII в. и позже, позаимствованные во времена Французской революции, получили распространение по всей Европе.
В современной западной социологии наметились три основных подхода к изучению национальной идеи.
Конструктивистский (Х. Кохн, Б. Шафер, Е. Кедури, Л. Гринфелд, Б. Андерсон и др.), который рассматривает нацию, с одной стороны, как идею, продукт социальной мысли, с другой – как реальное сообщество, которое на основе идеи создано в современном мире[50], а национализм – как критический образ мышления, политическую идеологию, определенное мировоззрение, позволяющее современному человеку связывать воедино политические, культурные и теологические аспекты своего существования (по Б. Андерсону). В данной парадигме национальная идея рассматривается в качестве функциональной потребности общества в его объединении, консолидации.
Натуралистический (примордиалистский подход): Е. Шилз, К. Гирц и др., рассматривающие нацию как данность, изначальную сущность, как отражение определенного современного способа существования этнической группы. Отсюда – характер нации определяют изначальные ее характеристики, т.е. культурные и физические. Сторонники данного подхода связывают термин «национализм» с понятием этничности, включающим в себя весь спектр культурных и физических свойств, присущих населению[51]. Национальную идею, которая лежит в основе данного подхода, определяют еще идеей «романтизма нации»; понятие «нация» трактуется как «коллективная душа», корни которой – в самой природе человека.
В данной парадигме суть национальной идеи – в любви, преданности и чувстве братства индивида к своему сообществу.
Инструменталистский: П. Брасс, Дж. Брейли и др. отрицают само существование нации, рассматривают идею нации как инструмент в борьбе определенных сил в своих собственных интересах (прежде всего политических), а национализм как вид политики. В данной парадигме национальная идея понимается как стратегический выбор, инструмент в борьбе за власть и привилегии, который позволяет мобилизовать массы в интересах элит.
Как видим, для зарубежной социологической науки вопрос о национальной идее остается дискуссионным. Компромисс в ее понимании не найден не только в западной науке, но и в отечественном научном сообществе.
В одних источниках авторы, используя расширительные толкования данного понятия, затрагивают такой спектр проблем, как «начало» исторической судьбы народа, его места в мире и генетических истоков, исторической и культурной миссии, особенностей и уникальности национального характера и т. п.
Некоторые авторы определяют понятие «национальная идея» как «доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[52], подчеркивая при этом, что смысл национальной идеи двуедин. С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, с другой – ее послание миру о своем бытие, своих интересах, устремлениях и ценностях как уникальной исторической общности людей. Член-корреспондент НАН Беларуси В.А. Бобков рассматривает национальную идею «… как преобладающую в национальном сознании, убеждениях, представлениях и устремлениях, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[53].
Бесспорно мнение авторов о том, что национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, которые предполагают его целостность, «узнаваемость» другими.
Все это свидетельство того, что в белорусском обществе идет интенсивный процесс формирования объединяющей национальной идеи.
Как представляется, теоретическая дискуссия, которую ведут ученые и политики по поводу понятия «национальная идея» и ее содержания еще далека от завершения. Это объясняется следующим: во-первых, имеется множество теоретических проблем, которые как зарубежной, так и отечественной науками малоизучены (гносеологические корни, сущность, содержание, функции идеологии и т.п.). Отсюда и разброс формулировок самого понятия «идеология» и ее важнейшей составляющей – «национальной идеи»; во-вторых, разрабатывая свои теоретические представления о национальной идее, авторы, как правило, акцентируют внимание на проблемах тех стран, которые они представляют, без должного учета тенденций и прогнозирования развития современного мира вне контекста цивилизационного процесса; в-третьих, представляется теоретически ошибочно искать истоки национальной идеи только лишь в исторических «корнях» народа, в то время как национальная идея являет собой воплощение системы идеалов и ценностей общества и личности с учетом многообразия условий, в которых она зарождается и формулируется.
Предпринимается попытка облечь национальную идею в определенные чеканные формулы – типа: триады «Отечество – Интеллект (Разум) – Благосостояние» («Айчына – Iнтэлект (Розум) – Добрабыт»), Квiтней, Беларусь!; «Мы – белорусы», отмечая, что это и есть наше «национальное кредо», смысл социально-политических устремлений, заявление о своем месте среди других народов, своих установках относительно ближних и дальних народов-соседей и т.д.
По-видимому, национальная идея не должна сводиться только к лозунгам, формулам, отдельным словам или фразам, какими бы они ни были привлекательными. Ибо, так или иначе, это может привести к эклектике, явно не совместимой с научным подходом.
Однако если оставить за скобками различные теоретические нюансы, специфические подходы к определению содержания понятия «национальная идея», то следует, как представляется, признать, во-первых, что национальная идея должна иметь мировоззренческую основу, определяя таким образом основу развития общества; во-вторых, национальная идея должна отражать цель развития; в-третьих, национальная идея должна определять основные пути и способы достижения целей развития общества.
Как справедливо отмечает профессор А. Рогалев, идея бывает настоящей, ведущей и творческой тогда, когда она прорастает сквозь историю народа, его мировоззрение, саму душу, веру, совесть и характер, внутренний уклад и этническую культуру[54].
Как представляется, национальная идея – это доминирующая в национальном сознании совокупность воззрений и идей, судьбоносных для данного общества, определяющая цель его развития и историческую миссию.
Национальная идея в практической ее реализации призвана выполнять важнейшую функцию консолидации общества, обеспечение социальной стабильности, сбалансированности интересов различных социальных групп общества, личности и государства.
Национальная идея связывает ценностно-нормативную и эмпирически-бытийную сферы человеческой культуры, своеобразным хранилищем которой выступает национальное сознание. Национальное сознание нельзя отождествлять с национальным идеалом, хотя последний является его неотъемлемой частью. Национальное сознание – это не цепь умозрительных построений, а духовно-нравственные ориентиры народа, выражающиеся в его типических поступках и реакциях, во всех проявлениях духовной жизни. Скорее всего, это «узлы» народной психики, предопределяющие самый вероятный вариант практического выбора в тех или иных условиях. Национальное сознание как исторически сложившаяся, устойчивая, специфическая форма общественного сознания, преломляющаяся в национальном интересе, находит свое выражение в национальной идее.