Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
В современных условиях при переходе к рынку все большее число граждан РФ начинают заниматься предпринимательской деятельностью, приобретают соответствующий статус и становятся плательщиками связанных с ним налогов. Наиболее распространенным среди них является регистрационный сбор, который уплачивают за государственную регистрацию физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ставки регистрационного сбора устанавливаются местными органами государственной власти, при этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленный законом МРОТ. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.
Предприниматели также являются плательщиками федеральных и региональных лицензионных сборов. Объектом обложения сборами признается приобретение плательщиком права на осуществление на территории РФ (или ее субъекта) лицензируемых видов деятельности или определенных прав. Конкретный порядок и сроки уплаты определяются законом о сборе органом власти соответствующего уровня.
Для физических лиц установлен еще налог на покупку иностранных денежных знаков. Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций: покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли; покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли; выплата с валютных счетов наличной иностранной валюты физическими лицами при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов; выдача иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов. Ставка налога установлена в размере 1 % от налогооблагаемой прибыли.
В отдельных городах и районах, отнесенных по значению к курортным местностям, действует курортный сбор. Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывшие в расположенные местности без путевок. Предельная ставка сбора устанавливается в размере 5 % от минимальной месячной оплаты труда. Конкретные ставки курортного сбора по территориям утверждаются местными органами власти. От данного сбора освобождаются несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста, инвалиды.
Физические лица в статусе предпринимателей без образования юридического лица уплачивают в бюджет налог на игорный бизнес, налог на реализацию ГСМ, налог с продаж, платежи на природные ресурсы. Порядок исчисления и уплаты этих налогов рассмотрен в соответствующих главах этого учебника.
Начиная с 2001 года подоходный налог с физических лиц серьезным образом изменится. Вместо прогрессивной шаклы будет установлена единая плоская ставка в 13 % независимо от величины получаемого дохода. Такое решение принято в целях ослабления налоговой нагрузки на заработную плату и стимулирования работодателей достоверно отражать в затратах оплату труда. Отпадает необходимость составления и представления в налоговые органы деклараци о доходах. Изменения коснутся и имеющихся льгот. Предполагается, что система вычетов для инвалидов различных групп, «чернобыльцев», «блокадников» будет установлена в твердых суммах: в размере 4 тыс. и 1000 руб. в месяц.
Для всех без исключения плательщиков общий вычет из месячного дохода составит 300 руб. На каждого ребенка в возрасте до 18 лет налоговый вычет составит 200 руб. Прогрессивным можно считать появление льгот в виде вычетов из облагаемого дохода расходов граждан на лечение, медицинское обслуживание, покупку лекарств, оплату обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей.
Некоторые льготы, действующие в настоящее время, не найдут отражение в налоговом законе: льготы для военнослужащих, судей и прокурорских работников. Они получат компенсацию за счет расходов федерального бюджета*.
* При изучении этого параграфа необходимо ознакомиться с соответствующей главой II части НК, см. также гл. 26.
По налогу на имущество с физических лиц изменения произойдут в отношении определения объекта обложения и ставок. В целях налогообложения (при определенных условиях) стоимость объектов недвижимости и незавершенного строительства будет определяться по рыночным ценам.
По дорогой и престижной недвижимости предполагается применение более высоких ставок. Такой дифференциорванный подход, по мнению законодателей, не затронет благосостояния малоимущих граждан и одновлеменно увеличит поступления в доход бюджета.
Налог на наследования и дарения предполагается перенести из местных в состав федеральных налогов и сборов. Размер налога, как и внастоящее время, будет дифференцироваться в зависимости от стоимости имущества и степени родства наследополучателя или одаряемого. В значительной мере изменение будет касаться повышения необлагаемого минимума.
Контрольные вопросы
1. Определите экономическое содержание налогов с населения.
2. Какова структура действующей в России системы налогов с физических лиц?
3. Что общего и что отличает налоги с населения в России и зарубежных странах?
4. Какова роль налогов с населения в формировании доходов бюджетов различных уровней?
5. Кто является плательщиком подоходного налога?
6. Что является объектом подоходного налогообложения?
7. Какие суммы включаются в совокупный облагаемый доход гражданина?
8. Какие льготы установлены законом при взимании подоходного налога?
9. Какие ставки применяются при подоходном налогообложении?
10. Как производится расчет подоходного налога?
11. Какие документы представляют предприятия и физические лица в налоговые органы по расчетам подоходного налога?
12. Что является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц?
13. Какие ставки применяются и какие льготы действуют при исчислении налогов на имущество?
14. Когда уплачиваются налоги на имущество с физических лиц?
15. Кто платит налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения?
VI Раздел |
Список литературы
1. Богучава Т. В. Налоги с населения в СССР. М.: ЦЭМИ, 1983,
2. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 г. № 2003-1
(с изменениями и дополнениями).
3. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.91 г. № 1998-1 (с изменениями и дополнениями).
4. Инструкции ГНС РФ «По применению Закона РФ «О подоходном налогес физических лиц»» от 29.06.95 г. №35 (с изменениями и дополнениями).
5. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 30.05.95 г. № 32.
6. Инструкция МНС России «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 02.11.1999 г. № 54.
7. Налоги и налогообложение. / Под. ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М.: ЮНИТИ,1998.
8. Налоговые системы зарубежных стран / Под. ред. В. Л. Князева. М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Пепеляев С. Г. Подоходный налог - принципы и структура. - М., 1993.
10. Талимова Л. А. Подоходное налогообложение физических лиц и перспектива его развития. М.: Фин. акад. при Правительстве РФ, 1995.
11. Ходорович М. И. Налоги с граждан. М.: Финстатинформ, 1996.