Средства оперативного резерва
Средства оперативного резерва в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации направляются на осуществление следующих мероприятий:
· проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
· закупка, выпуск из государственного материального резерва, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
· развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;
· возмещение расходов, связанных с применением в установленном порядке сил и средств Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оценки причиненного ущерба.
Использование оперативного резерва финансовых средств на другие цели не допускается. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием средств из резервного фонда, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют Министерству финансов Российской Федерации в установленном порядке отчеты о расходовании указанных средств.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленные сроки представляет в Министерство финансов Российской Федерации сводную квартальную и годовую отчетность о расходовании средств из резервного фонда, выделенных в его распоряжение.
Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет собственных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников, а в случае необходимости по решению Правительства Российской Федерации - за счет государственных инвестиций, предусматриваемых в установленном порядке в федеральном бюджете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной лекции были рассмотрены основы финансирования ГО и РСЧС, а также экономические противоречия присущие современному процессу финансового обеспечения сил и мероприятий РСЧС и ГО в условиях формирования рыночной экономики государства и определены пути их разрешения.
Успешное проведение мероприятий финансового обеспечения при стихийных бедствиях и в военное время во многом будет зависеть от созданной материально-технической базы, четкого научного прогнозирования, планирования, наиболее эффективного распределения и использования имеющихся материальных ресурсов, организации и рассредоточению, защиты, своевременного подвоза и управления. Только заблаговременная подготовка системы финансового обеспечения позволит успешно решать задачи, стоящие перед гражданской обороной.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СМЯГЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФ
Новиков В.Д.
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы не произошло существенных изменений в повышении уровня безопасности объектов, а количество чрезвычайных ситуаций остается недопустимо высоким.
В связи с этим, одним из направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчении их экономических и социальных последствий.
В Российской Федерации находится в эксплуатации около 45 тысяч опасных объектов различного типа и различной формы собственности. Из них только в промышленности более – 8000 взрывоопасных и пожароопасных объектов. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) проживает около 80 млн. человек, т.е. 55 % населения страны.
Основные причины техногенных ЧС:
· ослабление государственного управления безопасностью в производственной сфере;
· снижение трудовой и технологической дисциплины на всех уровнях производства);
· прогрессирующий износ производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности;
· рост объемов транспортировки, в том числе встречных перевозок опасных продуктов, а также накопление вредных отходов производства;
· задержка модернизации опасных технологических комплексов;
· снижение уровня профессиональной подготовки персонала промышленных предприятий;
· крайне медленное оснащение опасных объектов современными системами управления, средствами контроля, диагностирования и противоаварийной защиты;
· ослабление государственного надзора и контроля за состоянием опасных объектов.
Наиболее неблагополучное положение с аварийностью отмечается на магистральных трубопроводах, в зданиях жилого и социально-бытового назначения, в системах жизнеобеспечения, а также на объектах химического, нефтехимического и нефтеперерабатывающего профиля.
При сложившейся ситуации в условиях либерализации государственной экономической политики все большую роль в решении задач смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф должны играть экономические механизмы.