Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе
Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы, а также:
- ему присваивается регистрационный номер на весь период прохождения в Государственной Думе;
- заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются все сведения о нем.
Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы.
Решение профильного комитета, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы в течение 14 дней со дня поступления законопроекта в профильный комитет, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом Государственной Думы. В этот срок не засчитывается время работы депутатов с избирателями (ст. 40 Регламента Государственной Думы)[9].
Если законопроект поступил в Государственную Думу в период между сессиями, то решение профильного комитета вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы не позднее чем через 14 дней после начала очередной сессии Государственной Думы.
Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект соответствует предъявляемым требованиям, Совет Государственной Думы принимает следующее решение:
- назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту, а в необходимых случаях – также комитеты-соисполнители;
- включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию;
- направить законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, Общественную палату, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для представления отзывов, предложений и замечаний.
Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета устанавливает:
- срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний;
- срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы, Совет Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований. Такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу. После выполнения указанных требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь направить законопроект на имя Председателя Государственной Думы.
Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает решение о возвращении инициатору законопроекта, предусматривающего внесение изменений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также которые являются утратившими силу.
Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления отзывов на них и устанавливает их представления.
Срок подготовки к рассмотрению Государственной Думой законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, определяется Советом Государственной Думы.
Для работы над законопроектом ответственный комитет из числа депутатов Государственной Думы - членов данного комитета может создать рабочую группу, в состав которой также могут входить:
- другие депутаты Государственной Думы,
- представители субъекта права законодательной инициативы,
- представители органов государственной власти,
- представители других организаций,
- эксперты и специалисты.
Ответственный комитет Государственной Думы может принять решение об обращении к Общественной палате РФ о проведении научной экспертизы законопроекта.
В свою очередь, Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета может проводить:
- правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта,
- юридико-техническую экспертизу законопроекта;
- лингвистическую экспертизу законопроекта, которая заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:
а) соответствует (не соответствует) законопроект Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам? Если не соответствует, то в заключении должно быть указано, какому акту и в чем выражается это несоответствие;
б) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта? Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно с рекомендациями по их устранению;
в) полностью ли приведен перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Если перечень неполный, то в заключении указываются не приведенные акты.
До принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право:
а) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта и направить его на имя Председателя Государственной Думы;
б) отозвать внесенный им законопроект путем подачи письменного заявления на имя Председателя Государственной Думы или на основании соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы - коллегиального органа.
Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, и может освещаться в СМИ.
На заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта вправе присутствовать с правом совещательного голоса:
- депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета,
- члены Совета Федерации,
- полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе,
- полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе,
- представители законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации,
- представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы, ответственный комитет представляет:
1) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении (об отклонении проекта федерального закона в первом чтении);
2) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия или одобрения либо отклонения данного законопроекта;
3) заключение комитета-соисполнителя с мотивированным обоснованием необходимости принятия или одобрения либо отклонения данного законопроекта;
4) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
5) заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта (если таковое имеется);
6) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета и др. документы и материалы.
Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.
Ежеквартально Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение Государственной Думы законопроектах, стадиях их рассмотрения, в том числе о получении заключения Правительства РФ, результатах рассмотрения принятых или одобренных Государственной Думой законов в Совете Федерации и Президентом РФ. Указанная информация размещается в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.