Деформация правосознания: истоки, формы, пути преодоления
Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативном, отрицательном отношении к праву, законам, нормативному порядку с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости. Одним из ключевых моментов является надменно-пренебрежительное отношение к праву, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.
Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка.
Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.
Правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы (Венгеров).
Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.Есть и другие дефиниции правового нигилизма (Морозова).
Это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.
Во всех других дефинициях категории правового нигилизма подчеркивается отрицательное отношение к праву, игнорирование законов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов).
Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Исследователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:
во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. Слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники;
во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона, и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «...Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;
в-третьих, административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования;
в-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;
в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат — утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Конституции;
в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и веет населения и общества в целом.
Формы выражения.Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Бакунина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).
Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.
В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.
К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.
К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.
К формам существования правового нигилизма нередко причисляют и трактовку права как чисто инструментального средства — как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем право представляет собой самостоятельную социальную, историческую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.
Возможны и другие формы, в которые облекается правовой нигилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.
В литературе называют также уровни существования правового нигилизма, например:
а) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;
б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);
в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.
Пути преодоления правового нигилизма:
1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;
2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;
3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;
4) совершенствование законодательства;
5) повышение эффективности деятельности правоох-х органов и особенно судебной защиты прав и свобод;
6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;
7) подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.
В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализмили, как его еще именуют, юридический фетишизмили юридический романтизм. Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.
Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура и правовое воспитание.
Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина.
Венгеров: Так же важно сформировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка.
Надо отдать должное американскому кино, где, как правило, полицейский – это защитник вдов и сирот, 57.) обиженных и умаленных, принципиальный борец с мафией, иными преступниками.
Правовой нигилизм – негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Одной из форм этой правовой идеологии являются некоторые теоретические доктрины, например, анархизм (теория о неограниченной свободе и равенстве людей, ликвидации классов) и левый радикализм.
В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушения законов и различного рода правовых установлений.
Пути преодоления правового нигилизма:
ü совершенствование законодательства;
ü повышение общей и правовой культуры населения;
ü подготовка квалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов;
ü воплощение в жизнь режима законности и правопорядка.
Правовой идеализм (юридический фетишизм) – антипод правовому нигилизму – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.
Билет 17.