Отрасли российского права

Отрасль права — наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее определенный род (сферу) общественных отношений. Для отрасли характерна качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений.

В систему российского права входят следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейно-брачное;

8) уголовно-исполнительное;

9) аграрное (сельскохозяйственное);

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданско-процессуальное.

Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные — материальными отраслями.

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Ядром конституционного права является конституция— правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина.[1]

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

· Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.

· Как идеологический, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения:

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы которых содержатся в конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к инымотраслям права.Методы регулирования:

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но, как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

· формально-юридического анализа

· сравнительно-правовой

· системный

· правового моделирования

· статистический

· конкретно-социологический

· диалектический

Субъекты регулируемых отношений:

К числу субъектов конституционного права относятся:

1. физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);

2. государство (посредством государственных органов);

3. субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;

4. социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистическихгосударствах и др.);

5. общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной компании).

Административное право - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, был правовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право - наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния.[2] Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В.Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления»

Классификация административно-правовых отношений:

Наши рекомендации