Понятие отрасли права. общая характеристика отраслей российского права

Отрасль права– это система правовых норм, которые регулируют с помощью определенных методов правового регулирования определенную сферу общественных отношений.

Составные элементы отрасли права:

1) подотрасль права;

2) институт права. Классификация отраслей права:

1) базовые:

а) конституционное право– совокупность юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан и т. п.;

б) гражданское право– совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

в) административное право– совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц;

г) уголовное право– совокупность юридических норм, которые состоят из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств;

2) специальные:

а) гражданско–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность судебных органов и иных субъектов гражданско–процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров;

б) уголовно–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и определяющих процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов;

в) уголовно–исполнительное право– совокупность юридических норм, регламентирующих порядок отбывания наказания за совершенные преступления и деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений;

г) трудовое право– совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения;

д) семейное право– совокупность юридических норм, регулирующих брачно–семейные отношения;

е) финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих сферу финансово–правовых отношений;

ж) земельное право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны земельного фонда;

з) иные отрасли российского права;

3) отрасли материального и процессуального права;

4) отрасли международного и внутригосударственного права;

5) отрасли частного и публичного права.

62 ИНСТИТУТ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1) в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Признаки публичного права:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;

2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;

3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;

4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.

К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:

1) конституционное;

2) административное;

3) уголовное;

4) финансовое;

5) земельное;

6) уголовно–исполнительное;

7) уголовно–процессуальное и др.

Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.

Признаки:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;

2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;

4) объединение нескольких отраслей права.

К частному праву относятся следующие отрасли права:

1) гражданское;

2) семейное;

3) трудовое и др.;

Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:

1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;

2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;

3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;

4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:

1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;

2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;

3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.

64 ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ГАРАНТИИ

Законность– это система политико–правовых требований по строгому и неуклонному соблюдению законодательства с целью формирования правомерности в системе социальных отношений.

Сущность законности– требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правоотношений.

Признаки законности:

1) причинно–следственная обусловленность политико–правовыми процессами;

2) высокая степень абстракции;

3) всеобщность и общеобязательность политико–правовых требований законности;

4) нормативно–правовая основа в качестве объективного характера законности;

5) обеспечение государственной защиты;

6) пресечение правонарушений и обеспечение назначения наказания за противоправные деяния.

Нарушение законности– совокупность фактов нарушения юридической нормы.

Принципы законности– обусловленные закономерностями общественного развития исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законности.

Принципы законности:1) единство законности– принцип, который означает единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам правоотношений;

2) всеобщность законности – принцип, который означает равное требование ко всем без исключения субъектам правоотношений исполнять общеобязательный закон, так как все равны перед законом и судом;

3) верховенство закона– принцип, который означает положение о том, что только закон, выступающий в качестве акта высшего представительного органа государственной власти, обладает высшей юридической силой, а все другие правовые акты и юридически значимые действия соответствуют закону;

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности– принцип, который означает соответствие содержания правовых актов современным потребностям и интересам общества, а также складывающимся жизненным ситуациям;

5) взаимосвязь законности и культуры– принцип, который означает непосредственное влияние уровня культуры и образования на состояние законности, а также уровня законности на состояние культуры и образования. Гарантии законности– это обусловленная закономерностями общественного развития совокупность условий и средств, обеспечивающих поддержку надлежащего режима законности.

Гарантии законности:

1) общие:

а) политические;

б) экономические;

в) общественные;

г) идеологические;

2) специальные– юридические гарантии.

ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Правовой порядок– система упорядоченных легитимным правом и гарантированных государством общественных отношений и связей, которые обеспечивают в государстве устойчивое функционирование гражданского общества.

Признаки правового порядка:

1) установление только на основе правовых норм;

2) охват общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации;

3) охрана и обеспечение государственно–правовыми мерами;

4) основа общественного порядка;

5) устойчивость, системность, детальная определенность.

Правовой порядок– это отражение государственной власти, формы ее организации, структуры и полномочий государственных органов.

В основе правового порядка лежат:

1) социальная нормативность, т. е. объективные законы развития общества;

2) правовая нормативность, т. е. функционирование государства, правовая деятельность.

Виды содержания правового порядка:

1) материальное,состоящее из закономерностей возникновения, функционирования и развития правового порядка, а также объективных потребностей в упорядочении общественных процессов;

2) государственно–волевое,представляющее собой результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка;

3) юридическое,состоящее из результатов реализации прав и законности, а также

системы правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей.

Элементы, входящие в структуру правового порядка:

1) правовая структура, которая закрепляется в законодательстве;

2) правовые отношения и правовые связи субъектов правоотношений;

3) упорядоченность, регламентация – атрибутивные элементы.

Гарантии правопорядка– это совокупность условий и средств, которые обеспечивают поддержку в государстве надлежащего правового порядка.

Гарантии правопорядка:

1) экономические– гарантии, устанавливающие в правовых актах многообразие собственности, экономическую свободу, организованность материальной жизни общества;

2) политические– гарантии, устанавливающие демократию в государственном и общественном строе, а также способность общества влиять на содержание политических решений;

3) общественные– гарантии, включающие в себя совокупность общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от законности;

4) идеологические– гарантии, состоящие в верховенстве гуманистической идеологии, на основе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан;

5) юридические– гарантии, включающие систему специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Наши рекомендации