Тема II «Правовое регулирование социального обеспечения отдельной категории граждан»
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Уральский техникум экономики и права»
(НОУ СПО «УТЭиП»)
Методические указания
по выполнению и защите дипломных работ
по специальности 030912
«Право и организация социального обеспечения»
Екатеринбург, 2015 г.
Составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Методические указания определяют требования к содержанию, объему и структуре ВКР, рекомендованы для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Рассмотрено
На заседании Педагогического Совета
Протокол № 3 от «19» марта 2015 г.
Составители Ю.В. Сергеева
Г.М. Урасова
Содержание
1. Общие положения | |
2. Организация выполнения ВКР | |
3. Организация и порядок защиты ВКР | |
4. Критерии оценивания уровня и качества подготовки выпускника | |
5. Основные требования к ВКР | |
6. Требования к компьютерной презентации ВКР | |
Приложение А Примерная тематика ВКР | |
Приложение Б Форма бланка задания на ВКР | |
Приложение В Форма бланка отзыва руководителя ВКР | |
Приложение Г Форма бланка листа нормоконтроля ВКР | |
Приложение Д Форма бланка протокола предварительной защиты | |
Приложение Е Форма бланка рецензии ВКР | |
Приложение Ж Форма бланка индивидуального оценочного листа защиты ВКР | |
1.Общие положения
1.1. Государственная итоговая аттестация представляет собой процесс оценивания уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы обучения на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС) и завершается выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
1.2. Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС.
1.3. Государственная итоговая аттестация выпускников техникума осуществляется государственными экзаменационными комиссиями в соответствии с установленным графиком, утвержденным директором техникума.
1.4. Государственная итоговая аттестация выпускников техникума является обязательной и не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
1.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования.
1.6. Государственная итоговая аттестация выпускников техникума по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» включает подготовку и защиту ВКР.
ВКР выполняется в форме дипломной работы.
1.7. Объем времени и сроки на подготовку и проведение ГИА:
Объем времени на ГИА установлен 6 недель, в том числе:
- подготовка и выполнение ВКР - 4 недели с 18.05.15 г. по 13.06.15 г.;
- защита ВКР – 2 недели с 15.06.15 г. по 27.06.15 г.
2. Организация выполнения ВКР
2.1. Подготовка ВКР включает следующие этапы:
1) Выполнение ВКР;
2) Нормоконтроль ВКР;
3) Предварительная защита ВКР;
4) Рецензирование ВКР;
5) Допуск к защите.
2.2. Организация разработки тематики ВКР и выдача задания:
Тематика ВКР обязательно должна соответствовать содержанию профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы: ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Выпускнику предоставляется право выбора темы ВКР из предложенного перечня тем (Приложение А), а также возможность предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки при условии соответствия темы ВКР содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Закрепление за выпускниками тем ВКР осуществляется приказом директора.
Для подготовки ВКР выпускнику назначается руководитель. Основными функциями руководителя ВКР являются:
- разработка индивидуальных заданий на выполнение ВКР;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;
- оказание помощи в подборе необходимых источников информации;
- контроль за ходом выполнения ВКР;
- подготовка письменного отзыва на ВКР.
По утвержденным темам руководители ВКР разрабатывают индивидуальные задания для каждого выпускника (Приложение Б).
Задания на ВКР подписываются руководителем и утверждаются заведующей учебной частью.
Выдача задания на ВКР сопровождается проведением консультации, в ходе которой руководитель разъясняет выпускнику цели и задачи, структуру и объем работы, распределение времени на выполнение отдельных ее частей.
В период выполнения выпускником ВКР руководителем проводятся как групповые, так и индивидуальные консультации в соответствии с графиком, утвержденным директором техникума.
2.3. Требования к ВКР:
ВКР должна содержать следующие структурные элементы, расположенные в указанной ниже последовательности:
- Введение;
- Теоретическую часть;
- Практическую часть;
- Заключение;
- Список использованных источников;
- Приложения (при необходимости).
Требования к оформлению ВКР определяются методическими указаниями по оформлению письменных работ обучающихся в НОУ СПО «Уральский техникум экономики и права».
По завершении выпускником ВКР руководитель подписывает титульный лист работы и заполняет письменный отзыв (Приложение В).
2.4. Организация нормоконтроля:
ВКР подлежит обязательному нормоконтролю.
Процедура нормоконтроля проводится в период подготовки к государственной итоговой аттестации в соответствии с графиком проведения ГИА.
Цель проведения нормоконтроля – соблюдение единых правил и норм к оформлению ВКР, установленных в техникуме.
К процедуре нормоконтроля допускается полностью выполненная ВКР с подписями студента и руководителя на титульном листе и имеющая отзыв руководителя.
Нормоконтроль ВКР проводится в присутствии студента.
По результатам процедуры нормоконтролер оформляет лист нормоконтроля (Приложение Г), который вкладывается в работу.
После внесения выпускником исправлений по оформлению работы, нормоконтролер ставит подпись на титульном листе ВКР. Вносить изменения и дополнения в проверенные и подписанные нормоконтролером работы не допускается.
2.5.Предварительная защита.
Целью предварительной защиты является проверка готовности студента к защите. Предварительную защиту проводит комиссия в составе 2-3 человек.
Предварительная защита проводится на последней неделе подготовки к государственной итоговой аттестации, в срок не позднее 5 дней до официальной даты защиты ВКР на заседании государственной экзаменационной комиссии.
К предварительной защите допускается полностью выполненная ВКР, имеющая отзыв руководителя и прошедшая процедуру нормоконтроля.
Результаты проведения процедуры предварительной защиты фиксируются протоколом (Приложение Д).
Замечания, выявленные в ходе предварительной защиты, подлежат устранению в течение 1-2 дней.
2.6. Рецензирование.
ВКР, прошедшие процедуры нормоконтроля и предварительной защиты, подлежат обязательному рецензированию независимыми экспертами (далее – рецензент). Рецензентами могут быть специалисты организаций и учреждений, преподаватели техникума или других образовательных учреждений, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой работ. Рецензия (Приложение Е) подписывается рецензентом и заверяется печатью организации, если рецензентом является представитель организации. На титульном листе ВКР рецензент ставит свою подпись.
Содержание рецензии доводится до сведения выпускника не позднее, чем за день до защиты ВКР. Выпускник во время защиты ВКР должен быть готов ответить на вопросы, поставленные рецензентом.
Внесение выпускником изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
2.7. Допуск к защите.
Заведующая учебной частью после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией принимает решение о допуске к защите ВКР. В случае положительного решения ставит свою подпись на титульном листе ВКР и передает ее ответственному секретарю государственной экзаменационной комиссии не позднее, чем за день до защиты.
К защите ВКР допускается выпускник:
- полностью выполнивший ВКР в соответствии с установленными требованиями, что подтверждают подписи руководителя ВКР, нормоконтролера, рецензента на титульном листе работы;
- наличие письменного отзыва руководителя ВКР;
- наличие рецензии на ВКР.
3. Организация и порядок защиты ВКР
3.1. Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК).
На защиту ВКР отводится до 30 минут.
Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК и включает:
1) Представление выпускника;
2) Доклад выпускника, сопровождаемого электронной презентацией (10-12 минут);
3) Чтение отзыва руководителя и рецензии, которые зачитывается председателем ГЭК;
4) Вопросы членов комиссии и ответы выпускника.
Вопросы членов ГЭК должны соответствовать теме ВКР, выпускник при ответе на вопросы имеет право пользоваться своей работой.
3.2. По результатам защиты ВКР каждым членом государственной экзаменационной комиссии оформляется индивидуальный оценочный лист (Приложение Ж).
3.3. Заседание ГЭК протоколируется ответственным секретарем ГЭК. В протоколе указываются итоговая оценка прохождения ГИА, присвоенная квалификация и особые мнения членов ГЭК.
3.4. Решение об оценке принимаются ГЭК на закрытых заседаниях после окончания защиты всех назначенных на данный день ВКР. Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя.
3.5. Результаты ГИА определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в день защиты после принятия решения ГЭК на закрытом совещании.
4. Критерии оценивания уровня и качества подготовки выпускников
4.1. Оценка общих и профессиональных компетенций производится по следующей шкале:
0 баллов – признак отсутствует;
1 балл – признак проявляется частично;
2 балла – признак проявлен в полном объеме.
Рассчитывается общее количество баллов в оценочном листе и переводится в 5-ти бальную шкалу оценок, согласно следующей шкале перевода:
% результативности | Балл | Оценка |
90-100 | отлично | |
75-89 | хорошо | |
65-74 | Удовлетворительно | |
Менее 65 | неудовлетворительно |
4.2. Итоговая оценка выставляется на основании индивидуальных оценочных листов, заполненных каждым членом ГЭК, отзыва руководителя ВКР, а также рецензии, заполненной независимым экспертом, и рассчитывается как среднее арифметическое баллов, выставленных каждым из них по пятибалльной шкале перевода.
4.3. Перечень общих и профессиональных компетенций, определенных к оцениванию ВКР:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
4.4. Перечень компетенций, определенных к оцениванию руководителем ВКР:
- общие - ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 8; ОК 9;
- профессиональные – ПК 1.1; ПК 1.4.
4.5. Перечень компетенций, определенных к оцениванию рецензентом ВКР:
- общие - ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 8; ОК 9;
- профессиональные – ПК 1.1; ПК 1.4.
4.6. Перечень компетенций, определенных к оцениванию на защите ВКР:
- общие - ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 8; ОК 9;
- профессиональные – ПК 1.1; ПК 1.4.
5. Основные требования к ВКР
5.1. Структура дипломной работы
ВКР должна содержать следующие структурные элементы, расположенные в указанной ниже последовательности:
- титульный лист;
- задание на дипломную работу;
- содержание;
- введение;
- основная часть – разделы, подразделы под номерами;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Сформированная в указанной последовательности ВКР переплетается.
Отзыв руководителя и рецензия на ВКР в папку не переплетаются, остаются отдельными документами.
Требования к оформлению ВКР определяются методическими указаниями по оформлению письменных работ обучающихся в НОУ СПО «Уральский техникум экономики и права».
Объем ВКР (с учетом приложений) должен составлять 45-50 страниц машинописного текста (шрифт – 14; интервал – 1,25).
5.2. Содержание структурных элементов дипломной работы
5.2.1. Титульный лист и задание на дипломную работу оформляются на официальных бланках и содержат все необходимые подписи.
Титульный лист и задание не нумеруются.
5.2.2. В содержании указывается перечень и название всех разделов и подразделов дипломной работы и номера страниц, на которых размещается начало материала. В содержание включаются также все приложения с указанием их номеров и заголовков. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки разделов не должны повторять название дипломной работы, а заголовки подразделов – название разделов.
5.2.3. Во введении необходимо:
- обосновать актуальность выбранной темы;
- указать основную цель дипломной работы, выделить главные задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели;
- охарактеризовать предмет и объект исследования.
- Объем введения 1-2 страницы.
5.2.4. Основная часть дипломной работы содержит изложение материала, раскрывающего решение намеченных во введении задач. Содержание основной части определяется темой ВКР.
Тема I «Правовое регулирование пенсионного (социального) обеспечения отдельной категории граждан».
Тема дипломной работы углубляет предмет исследования курсовой работы.
Пример:
Тема курсовой работы «Порядок, условия назначения, расчет пенсии сотрудникам МЧС», тема дипломной работы «Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников МЧС»;
Тема курсовой работы «Порядок, условия назначения пособий лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф», тема дипломной работы «Правовое регулирование назначения пособий лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф».
Структура основной части работы:
Глава 1 – Нормативно-правовое регулирование пенсионного (социального) обеспечения категории граждан (в соответствии с темой работы):
1.1. История вопроса, особенности законодательства прошлых лет;
1.2. Система законодательства РФ, регулирующая пенсионное (социальное) обеспечение выбранной категории граждан:
1.2.1. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих порядок назначения пенсии (пособий) для категории граждан в соответствии с темой работы.
Перечень представить в виде таблицы 1*.
Таблица 1- Нормативно-правовые акты
Федеральные нормативно-правовые акты | Региональные нормативно-правовые акты | Правовые акты органов местного самоуправления | ||
федеральные законы РФ | подзаконные нормативные акты | законы субъекта РФ | подзаконные нормативные акты | |
* Допускается помещать таблицы на листе формата А4 вдоль длинной стороны листа и применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
1.2.2. Анализ нормативно-правовых актов (далее – НПА) из приведенного в таблице 1 перечня с целью выявления норм, определяющих:
- категории лиц, имеющих право на пенсионное (социальное) обеспечение;
- условия для назначения пенсии (пособия);
- порядок назначения и расчета размера пенсии (пособия).
Анализ представить в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ нормативно-правовых актов
Название документа | Статья (часть, пункт, подпункт) | Предмет регулирования нормы | |||
Категории лиц | Условия для назначения пенсии (пособия) | Порядок расчета размера пенсии (размер пособия) | Особенности | ||
Пример: | |||||
1. ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» | Ст.9 | Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца | -потеря, смерть кормильца; - нетрудоспособность члена семьи умершего кормильца; - нахождение нетрудоспособного члена семьи при жизни кормильца на его иждивении; - наличие у умершего кормильца страхового стажа независимо от его продолжительности… | ||
Ст.16 | Формула расчета трудовой пенсии по случаю потери кормильца для каждого члена семьи П=ПК/Т*К/КН+Б, где …. |
1.2.3. Определение правового статуса данной категории лиц, условий назначения и размера пенсии (пособий).
На основе анализа, выполненного в таблице 2:
- определить правовой статус выбранной категории лиц, имеющих право на пенсионное (социальное) обеспечение;
- перечислить условия для назначения пенсии (пособия);
- описать порядок расчета размера пенсии (пособия).
Глава 2 – Проблемы правового регулирования пенсионного (социального) обеспечения определенной категории граждан:
2.1. Судебная практика.
2.1.1. Подобрать и изучить судебную практику. Представить не менее 10 судебных решений по теме работы. Судебные решения представить в следующем виде:
Таблица 3-Судебные решения
№ п/п | Преамбула дела | Суть спора | Судебное решение | Предмет регулирования |
1. | Пример: Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Ивановой Т.С. и Калимуллиной Е.Р. при секретаре Кисельман Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2013 г. гражданское дело по иску З. к обществу с ограниченной ответственностью "Общепит" о взыскании невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности и компенсации по уходу за ребенком, компенсации морального вреда | З. обратилась в суд с иском обществу с ограниченной ответственностью "Общепит" о взыскании невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности и компенсации по уходу за ребенком, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что с <...> была принята на работу в ООО "Нова-Центр" <...> затем <...> впоследствии ООО "Нова Центр" переименовано в ООО "Общепит", с которым З. <...> заключила трудовой договор N на период с <...> по <...> в качестве рабочей зала с заработной платой в размере <...> рублей, при этом фактически ее заработная плата составляла <...>. С <...> З. находилась в отпуске по беременности и родам, ей выплачена компенсация в размере <...>. З. полагает, что расчет компенсации произведен работодателем неверно, поскольку расчет должен производиться из размера фактически получаемой заработной платы, полагала, что ей недоплачено <...> руб. Кроме того, не выплачено пособие по временной нетрудоспособности за <...> дней в период с <...> по <...> в размере <...>. Просила взыскать с ответчика пособие по временной нетрудоспособности в размере <...> руб., пособие по уходу за ребенком <...>. | Установив, что предусмотренные законом выплаты по беременности и родам истцу выплачены в полном объеме, суд обоснованно отказал в удовлетворении данного требования. Доводы З. о том, что ей не была произведена оплата листка нетрудоспособности за период с <...> по <...>, не могут быть приняты во внимание, в материалы дела истцом представлена копия больничного листа N со <...> по <...> (л. д. 35), ответчиком указанная выплата произведена, что не оспаривалось истцом, иных документов истцом в материалы дела не представлено, ответчиком представлен расчет пособия, в том числе, за период с <...> по <...> (л. д. 46, 47), из заявления направленного работодателю <...> (л. д. 34) не следует, что выплата не произведена за период временной нетрудоспособности в период с <...> по <...>. Решение Камышловского городского суда Свердловской области от 11.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. | Размер пособия по беременности и родам |
2. | Пример: Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., судей Пильгановой В.М., Владимировой Н.Ю. при секретаре С. заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю. | М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы о перерасчете и взыскании недополученной пенсии, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указав, что проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районах в Комсомольске-на-Амуре и на Камчатке в общей сложности более 8 лет, но пенсия ему начислена с 01 июня 1993 г. без учета районного коэффициента "1.6". Истец, его представитель в судебное заседание явились, иск поддержали. Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал. | Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно части первой его статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом. Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М. - без удовлетворения. | Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. |
2.1.2. Провести анализ судебной практики в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4-Анализ судебной практики
Предмет регулирования | Определение предмета регулирования в соответствии с НПА | Определение предмета регулирования в соответствии с судебным решением | Проблемы |
Пример: Размер пособия по беременности и родам | Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Статья 11. Размер пособия по беременности и родам 1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. | Исходя из представленных доказательств, фактического среднего заработка истца, рассчитана сумма пособия за весь период отпуска по беременности и родам. Расчет пособия, предоставленный ответчиком, соответствует указанным нормам права. Расчет произведен за два предшествующих года, по представленным сведениям, о заработной плате. Задолженности по выплате пособия не имеется. | Неправильный расчет фактического заработка для начисления пособия. Выплата части заработной платы работнику «в конверте». |
Пример: Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. | Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 14.05.2013) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Статья 1. Действие настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем. | Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста, их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих. Частью третьей статьи 48 названного Закона (в редакции Федерального закона от 10 января 2002 года) предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии. Истец имеет стаж службы на Крайнем Севере и приравненных к нему районах 08 лет 01 мес. 28 дн. | Определение стажа, для назначения пенсии. |
2.2. Проблемы в действующем законодательстве и пути решения
Предмет регулирования | Проблема | Пути решения |
Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение | Пример: Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. | Внести в ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", изменение, установить стаж не менее 11 лет. |
Условия назначения пенсии (пособия) | ||
Порядок расчета пенсии (пособия) | ||
Размер пенсии (пособия) | Пример: Неправильный расчет фактического заработка для начисления пособия. Выплата части заработной платы работнику «в конверте». | По каждому факту выплаты работодатель обязан выдать расчетный листок ст.136 ТК РФ. Требовать выдачи р/листка. |
Тема II «Правовое регулирование социального обеспечения отдельной категории граждан».
Тема дипломной работы расширяет предмет исследования курсовой работы.
Примеры:
Тема курсовой работы «Порядок, условия назначения, расчет пенсии сотрудникам МЧС», тема дипломной работы «Правовое регулирование социального обеспечения сотрудников МЧС»;
Тема курсовой работы «Порядок, условия назначения пособий лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф», тема дипломной работы «Правовое регулирование социального обеспечения лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф».
Структура основной части работы:
Глава 1 – Социальное обеспечение категории граждан (в соответствии с темой работы):
1.1. История вопроса, особенности законодательства прошлых лет;
1.2. Понятие социального обеспечения данной категории граждан;
1.3. Виды социального обеспечения данной категории граждан.
Глава 2 – Правовое регулирование пенсионного обеспечения категории граждан (в соответствии с темой работы):
2.1. Система законодательства РФ, регулирующая пенсионное обеспечение данной категории граждан (содержание раздела см. п.1.2 темы I);
2.3*. Особенности в определении права на назначение пенсии и исчислении ее размера.
Провести сравнительную характеристику в определении права на назначение пенсии и исчислении ее размера данной категории граждан с определением права на назначение пенсии и исчислении ее размера пенсионерам по возрасту:
- возраст;
- стаж;
- сроки назначения пенсии:
- размер назначения пенсии;
- документы необходимые для назначения пенсии;
- источник финансирования.
Глава 3 – Правовое регулирование назначения конкретной меры социальной защиты (пособия, компенсации, субсидии, льготы):
3.1. Система законодательства РФ, регулирующая назначение конкретной меры социальной защиты (содержание раздела см. п.1.2 темы I).
3.2*. Подобрать и изучить судебную практику. Представить не менее 5 судебных решений по теме работы. Судебные решения представить в соответствии с таблицей 3. Провести анализ судебных решений в соответствии с таблицей 4.
3.3*. Проблемы в действующем законодательстве и пути их решения.
Предмет регулирования | Проблема | Пути решения |
Категории лиц, имеющих право на конкретную меру социальной защиты | ||
Условия назначения меры социальной защиты | ||
Порядок расчета пенсии (пособия) | ||
Размер пенсии (пособия) |
* Пункт 2.3 главы 2 и пункты 3.2, 3.3 главы 3 можно поменять местами: в главе 2 выполнить анализ судебной практики и выявить проблемы в действующем законодательстве, а в главе 3 провести сравнительную характеристику в определении права на назначение конкретной меры социальной поддержки данной категории граждан с другими категориями граждан.
Тема III: 1) «Особенности регулирование назначения и выплат конкретных(ого) видов(а) пособий»
2) «Особенности правового регулирования конкретной меры социальной защиты для определенной категории лиц»
Тема дипломной работы сужает предмет исследования курсовой работы.
Пример:
- Тема курсовой работы «Порядок, условия получения материнского капитала и пособий, связанных с материнством», тема дипломной работы «Особенности правового регулирования назначения и выплат пособий по беременности и родам»;
- Тема курсовой работы «Порядок и условия оказания государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», тема дипломной работы «Особенности правового регулирования обеспечения детей-сирот жильем»;
- Тема курсовой работы «Порядок, условия назначения, расчет социальной пенсии», тема дипломной работы «Особенности правового регулирования назначения социальной пенсии инвалидам».
Структура основной части работы:
Глава 1 – Общая характеристика предмета исследования (например: социальная пенсия)
1.1. История вопроса, особенности законодательства прошлых лет;
1.2. Виды пособий (пенсий, мер социальной защиты).
Глава 2 – Правовое регулирование назначения и выплаты конкретных видов пособий (конкретной меры социальной защиты) (например: социальная пенсия по инвалидности):
2.1. Система законодательства РФ, регулирующая право на данный вид пособий (пенсии, меры социальной защиты) и порядок их выплаты (предоставления).
Содержание раздела см. п.1.2 темы I.
Глава 3 Особенности в определении права на назначение, выплату пособий и исчислении их размера.
3.1. Судебная практика.
3.1.1. Содержание в соответствии с п.2.1.1 темы I.
3.2. Анализ судебной практики.
Провести анализ судебной практики в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4-Анализ судебной практики
Предмет регулирования | Определение предмета регулирования в соответствии с НПА | Определение предмета регулирования в соответствии с судебным решением | Особенности |
3.3. Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан:
Предмет регулирования | Особенности |
Категории лиц, имеющих право на данный вид пособий (меру социальной защиты) | |
Условия назначения пособий (меры социальной защиты) | |
Порядок расчета и размер пособий | |
Порядок выплаты пособий (предоставления меры социальной защиты) |
5.3. Заключение.
В заключении необходимо кратко отразить основные моменты каждого раздела работы с выводами.