Свободные и регулируемые цены
Первая классификация, которая с необходимостью должна быть осуществлена и о которой уже не один раз упоминалось в данной работе, — классификация цен на свободные и регулируемые. В качестве критерия данной классификации цены может быть предложено наличие или отсутствие установленных государством правил ее формирования. Под свободной понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Регулируемая цена — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
Анализ экономической и научной литературы, а также нормативных актов показывает, что зачастую понятия свободной и рыночной цены смешиваются и данные термины употребляются как синонимы. Полагаем, что такой подход не верен. Попробуем доказать это, обратившись сначала к понятию рыночной цены.
Как было показано ранее, свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя. Поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен — это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги.
В отсутствии общего закона о ценах, для разработки понятия рыночной цены мы должны обращаться к законодательным актам различных институтов и отраслей. Так, порядок определения рыночной цены для целей налогообложения представлен в Налоговом кодексе РФ. В пунктах 4–11 ст. 40 Налогового Кодекса РФ содержатся общие правила определения рыночной цены товара (работы, услуги) в целях исчисления вмененной налоговым органом суммы налога, исчисленного исходя из рыночной цены реализации этих товаров (работ, услуг). Эти нормы содержат основные понятия, способствующие определению рыночной цены, в частности сопоставимые условия реализации, значительные дополнительные затраты, взаимозаменяемые товары.
Рыночная цена определяется исходя из сопоставимых экономических (коммерческих) условий реализации. Сопоставимые условия касаются характеристики предмета сделки, места и времени ее совершения. Налоговый Кодекс РФ к сопоставимым условиям отнес, в частности, количество (объем) поставки товаров, сроки исполнения обязательств по сделке, обычно применяемые условия платежей и иные условия, которые могут оказать влияние на цену.
Рыночная цена зависит от спроса и предложения на рынке. Как известно, легальное определение рынка дано в законодательстве применительно к товарному рынку и рынку финансовых услуг. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в ст. 3 приводит понятие рынка финансовых услуг, опирающееся на аналогичные показатели. Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов анализируемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке. В частности, именно такое определение рынка положено в основу оценки состояния конкурентной среды в приказе ГКАП от 29 декабря 1996 г., утвердившем Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Таким образом, нормы Налогового Кодекса РФ исходят из того, что условиями определения рыночной цены являются реальная возможность покупателя приобрести товар без значительных дополнительных затрат на территории, где этот товар предлагается к продаже или истребуется покупателем. Рыночная цена определяется на идентичные товары, а при их отсутствии — в отношении однородных товаров. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Однородными же признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса РФ» обращается внимание на то, что статьей 40 Кодекса закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговыми органами этой презумпции.
Таким образом, пока не доказано обратное, следует считать, что цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен. По правилам ст. 53 Арбитражного процессуального Кодекса РФ доказательство несоответствия цены сделки уровню рыночных цен возлагается на сторону, оспаривающую ее размер, что не освобождает другую сторону от представления доказательств соответствия цены в договоре рыночной цене.
Понятием "рыночная цена" оперируют и иные институты предпринимательского права. Так, согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденному Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью, организациям предоставлено право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств. В качестве одного из возможных методов переоценки применяется метод прямой оценки, при котором полная восстановительная стоимость определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на дату переоценки.
Для документального подтверждения рыночных цен при применении данного метода могут быть использованы:
- данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, у торговых инспекций и организаций;
- сведения об уровне цен, опубликованные в специальной литературе;
- экспертные заключения оценщиков о рыночной стоимости объектов основных средств.
Понятие рыночной стоимости дано в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». В соответствии с данным актом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. При этом предполагается, что стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под отсутствием чрезвычайных обстоятельства Закон понимает наличие следующих условий:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Помимо рыночной стоимости, оценщики при проведении оценки могут определять и иные виды стоимости, перечень которых с определением каждого вида приведен в Стандартах оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519. Виды оценки различаются в зависимости от целей и обстоятельств ее проведения. Приведем примеры. Так, выделяют стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, то есть стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров. Ликвидационная стоимость — определяемая в том случае, если он должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов (то есть периода времени начиная с даты представления объекта на открытый рынок до даты совершения сделки с ним). Инвестиционная стоимость определяется исходя из доходности данного объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.
При изучении нормативных актов и литературы по исследуемой теме мною было обращено внимание на то, что зачастую понятия стоимости и цены используются как синонимы. Например, стоимость замещения объекта оценки осуществляется в сумме затрат на создание объекта, аналогичного данному, в рыночных ценах. Можно привести и другие примеры. Возникает вполне закономерный вопрос о разграничении данных понятий. Как мы выяснили ранее, опираясь на экономические теории, цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Поэтому, как представляется, ответ на поставленный вопрос может быть следующим. Если оценка осуществляется в денежной форме, то понятия стоимости и цены могут быть использованы как равнозначные, но следует учитывать при этом, что синонимами они не являются. Если же определение стоимости возможно в ином, помимо денежного, выражении, то такой подход недопустим.
Анализ нормативных правовых актов показывает, что в абсолютном большинстве случаев применяется именно денежный способ оценки. Например, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации, то есть в рублях. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении. Можно привести и другие примеры.
Изложенный материал исследования с неизбежностью приводит нас еще к одной теоретической проблеме. В литературе и нормативных правовых актах не проводится разграничения понятий свободной и рыночной цены. Как представляется, такое положение нельзя признать правильным. Как мы увидели ранее, определение рыночной цены осуществляется по установленным законодательством правилам, обобщение которых может быть сведено к главному — установить именно ту цену, которая сложилась на рынке под влиянием спроса и предложения и без каких-либо внешних воздействий, препятствий, ограничений. Можно ли назвать инвестиционные, ликвидационные, утилизационные цены сложившимися между взаимозависимыми лицами и иные — рыночными? Законодатель дает однозначно отрицательный ответ на этот вопрос. Вместе с тем, они являются свободными, поскольку формируются без применения государственного воздействия на них. Таким образом, мы приходим к выводу, что рыночные цены являются лишь одной из разновидностей цен свободных. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное, родовое и видовое. При этом как общее правило презюмируется, что если не оговорено или не доказано иное, цена является рыночной.
Проведенное разграничение имеет как теоретическое, так и практическое значение. На сегодняшний день мы можем констатировать, что по интересующему нас вопросу не выдерживается строгой терминологии. Вместе с тем, различный смысл, вкладываемый в один и тот же термин, не может не сказаться негативно на толковании и, следовательно, применении правовых норм. Только точное представление о содержательном наполнении того или иного термина позволит избежать разночтений как на уровне доктринального изучения, так и в правоприменительной практике.