Отграничение преступлений от иных видов правонарушений
Преступление - не единственный вид правонарушения. В Российском законодательстве существует множество отраслей права, регулирующих те или иные отношения. Вопрос о месте преступления в системе правонарушений имеет большое теоретическое и практическое значение не только для охраны общественных отношений, но и для защиты прав лиц, совершивших правонарушения.
В зависимости от того, какой отраслью права регулируется то или иное правонарушение, оно может быть дисциплинарным, административным, гражданским, уголовным и т.п. Тот или иной вид правонарушений влечет различную по строгости ответственность, различные ограничения, лишения для лица, совершившего правонарушение.
Наибольшим сходством обладают следующие правонарушения:
1) дисциплинарные проступки (нарушения государственной и служебной дисциплины, влекущие за собой дисциплинарные взыскания) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ), против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), а также направленные против военной службы (глава 33 УК РФ);
2) гражданско-правовые деликты (нарушения требований гражданского законодательства) и преступления против собственности (глава 21 УК РФ), а также часть преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ);
3) административные правонарушения (предусмотренные административным законодательством) и часть преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), направленных против общественной безопасности и общественного порядка (раздел IX УК РФ), а также против порядка управления (глава 32 УК РФ);
4) аморальные поступки (вытекающие из обычаев и норм нравственности, закрепленных в различных кодексах, например Кодексе судейской этики 2004 г., Кодексе профессиональной этики адвокатов 2003 г., Кодексе этических норм журналистики 1996 г.) и преступления в области семейно-брачных отношений (глава 20 УК РФ) и др.
Разграничение между данными разновидностями правонарушений производится по двум основаниям:
1) характеру общественной опасности (материальный критерий);
2) виду противоправности (формальный критерий)
Преступление и иные правонарушения – качественно самостоятельные виды правонарушений не только по их правовой природе – признаку противоправности, но и по их социальному содержанию – материальной природе.
Единым в социальной природе всех правонарушений является их общественная опасность. Поэтому главное отличие между преступлением и иными правонарушениями проводится по характеру и степени общественной опасности.
Любое правонарушение причиняет вред или содержит в себе угрозу причинения вреда определенным общественным отношениям. Это и определяет его социальную природу и обуславливает правовую природу как правонарушения. В системе правонарушений преступления всегда более опасны, чем любые правонарушения. Это обуславливается и важностью объекта, посягательство на который признается преступлением, и характером и тяжестью наступивших последствий совершенного преступления, формой и степенью вины, особенностями способа выполнения общественно опасного деяния, а также всеми иными обстоятельствами. Например, нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, повлекшие массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, образует преступление (ст. 257 УК). Совершение аналогичных действий, могущих повлечь указанные выше последствия, является административным проступком (ст. 8.38 КоАП).
Следует отметить, что граница между преступлениями и административными правонарушениями в известной мере условна и подвижна. Поэтому в известные периоды развития общества уголовные правонарушения могут стать административными и, наоборот, административное правонарушение по велению закона может стать уголовно наказуемым деянием. Примером может служить исключение из ст.264 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) последствия виде причинения средней тяжести вреда здоровью человека, и установление за причинение такого вреда административной ответственности (ст. 12.24 КоАП). Другим примером может служить декриминализация ст.200 УК (Обман потребителей) и перевод ее в разряд административных правонарушений (ст.14.7 КоАП).
Разграничение по формальному критерию заключается в следующем. Если конкретное правонарушение предусмотрено какой-либо статьей Особенной части УК РФ – это преступление. Если нет - то либо одна из разновидностей правонарушений (в зависимости от того, нормой какой отрасли законодательства оно предусмотрено), либо аморальный поступок (если нарушены только общепринятые правила поведения людей в обществе). Следует также отметить наличие особых правовых последствий для лица, осужденного за совершение преступления, - наличие судимости.
На законодательном уровне разграничение между преступлениями и иными правонарушениями достигается посредством использования различных приемов.
Наиболее часто эта граница проводится в зависимости от размера причиненного вреда, способа, времени, места и иных обстоятельств совершения преступления (например, кража чужого имущества, предусмотренная ст. 158 УК РФ, и мелкое хищение чужого имущества, предусмотренное ст. 7.27 КоАП РФ, и т. п.).
Различны также субъекты преступлений и проступков. Субъектами преступлений являются только физические лица (ст. 19 УК). Субъектами иных правонарушений могут быть также юридические лица (организации).
Потребность в размежевании преступлений и дисциплинарных проступков появляется чаще всего при совершении служебных и воинских преступлений. Разбросанность норм о дисциплинарных проступках во многих кодексах, уставах, подзаконных актах не способствует четкому проведению различий между преступлениями и дисциплинарными проступками. Надобность же в нем значительна. На практике не редкостью стало сокрытие за дисциплинарными взысканиями серьезных преступлений, например, в сфере нарушений правил техники безопасности, дорожной безопасности, служебной деятельности и т.д.
Между преступлением и аморальными поступками соотношение таково: всякое преступление является безнравственным, но не наоборот. Нравственные нормы служат ориентиром для законодателя при криминализации и декриминализации деяний.
Преступление всегда деяние. Аморальными же могут считаться не только поведение, но и образ мыслей, их высказывание. Аморальные поступки всегда значительно менее антисоциальны, нежели преступления. Как правило, вред от аморальных поступков имеет социально-психологическое содержание: унижение чести и достоинства, самолюбия личности, дезорганизация межличностных отношений.
Если преступления запрещены уголовным законом, то аморальные поступки вообще не регулируются правовыми нормами.
В качестве примера соотношения аморальных поступков, непреступных правонарушений и преступлений можно привести поведение в сфере семейных отношений. Статья 38 Конституции РФ устанавливает обязанности родителей по воспитанию детей, а детей - заботиться о родителях. Нарушение педагогических и нравственных правил во взаимоотношениях детей и родителей, например неконтактность, эмоциональное безразличие, немилосердность, вызывает нравственное осуждение. Уклонение от родительских обязанностей по содержанию детей является правонарушением, запрещенным под угрозой лишения родительских прав семейным законодательством. Уклонение от уплаты алиментов на содержание родителей представляет собой гражданское правонарушение. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и родителей образует состав преступления (ст. 157 УК).
Моральные нормы могут стать правовыми и даже уголовно-правовыми. Происходит и обратный процесс: преступления декриминализируются в аморальные поступки. Например, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включил в ст. 71 этическую норму «Клятва врача», и она стала правовой. В то же время УК 1996 г. декриминализировал заведомое поставление другого лица в опасность заражения венерическим заболеванием - теперь это аморальный поступок.