Хозяйственные и общие суды

В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Хозяйственным процессуальным кодексом определены субъекты, имеющие право на обращение в хозяйственный суд:

n юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя;

n организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами (например, споры по заявлениям в связи с отказом в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; граждан-учредителей по поводу отказа в регистрации коммерческой организации; граждан-кредиторов об экономической несостоятельности юридического лица и др.

Таким же правом обладают прокурор и государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами. Во всех иных случаях споры о применении права рассматриваются в общих судах, а о конституционности нормативных актов — в Конституционном Суде. В частности, общим судам подведомственны дела: по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций; возникающие из административно-правовых отношений; особого производства; приказного производства и др. (см. ст. 37 ГПК).

Уголовные дела также рассматриваются общими судами.

Внутри каждой судебной системы, каждого судебного учреждения существует собственная (внутренняя) специализация, т.е. судебные составы, судьи специализирующиеся на рассмотрении дел какого-либо профиля (трудовые, налоговые, административные, уголовные, в том числе возможно по категориям преступлений и др.).

Запрещается образование чрезвычайных судов, т.е. при любых условиях, например, в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам. Поэтому при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, указанные не только в ч.2 ст. 63, но и в ст. 60 Конституции.

В целях обеспечения независимости судей Конституцией установлен запрет на одновременное выполнение предпринимательской деятельности, выполнение иной оплачиваемой работы, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судьи не могут быть депутатами, членами Совета Республики.

Порядок замещения должностей судей определен законом “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” (особые требования предъявляются к занятию должности судьи Конституционного Суда).

Предъявляются три основных требования к кандидату на занятие должности судьи:

· наличие соответствующего образования;

· достижение определенного возраста;

· соответствующие моральные качества.

Так, согласно ст. 62 закона о судоустройстве и статусе судей судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование (за исключением судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование), не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Требования к кандидату на должность судьи, касающиеся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые имеют высшее техническое или естественнонаучное образование.

Кроме того кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, за исключением судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющих высшего юридического образования, которые должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

При назначении на должность судьи либо при занятии им новой должности кандидаты должны предоставлять для проверки органу, занимающемуся подготовкой решения, сведения о себе в объеме и порядке, установленном законодательством для служащих государственного аппарата.

Наши рекомендации