Функции правосознания
Познавательная функция связана с приобретением, накоплением знаний о правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и подвергают анализу реальную правовую действительность, приобретают правовые знания, вырабатывают правовые взгляда, представления. При реализации этой функции, индивид приобретает определенный жизненный опыт в сфере права, который затем осмысливается.
На основе этих знаний, личность способна сформировать определенное эмоциональное отношение к разнообразным явлениям правовой действительности. Индивид подвергает оценке явления правовой жизни, такие как право и законодательство, поведение других людей и свое поведение, а также деятельность правоохранительных органов. Так проявляет себя оценочная функция.
На предшествующих двух функциях основывается нормативно-регулирующая функция. Практическая реализация познавательной и оценочной функций формируют правовую установку – склонность индивида определенным образом воспринимать и давать оценку информации, процессам, явлениям и предрасположенность действовать в соответствии с этой оценкой. Совокупность правовых установок является правовой ориентацией. В соответствии от направленности правовой ориентации личность действует в юридически значимых ситуациях. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.
Виды правосознания
(по субъекту-носителю)
индивидуальное правосознание
групповое правосознание
правовое сознание общества
(по способу отражения в сознании субъекта)
обыденное (эмпирическое)
теоретическое
Билет 51 ценность права. правовая аксиология
В общесоциальном смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективно действительности, которые способны удовлетворить определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества и отдельной личности.
Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Проявления социальной ценности права:
1. Инструментальная ценность. Право придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, оно обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными.
2. Право воплощает согласованную волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как индивиды, так и общество в целом, оно оказывает воздействие на людей посредством согласования их специфических интересов.
3. Право является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, оно не обозначает свободу вообще, а лишь устанавливает границы свободы.
4. Право способно быть выразителем идеи справедливости, оно выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от происхождения, материального положения, социального статуса. Право пронизано гуманными началами, его гуманистический характер проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том что выступает действенным средством ее социальной защищенности.
5. Право выступает фактором прогресса, источником обновления общества.
6. Право в настоящее время является единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера., а также экологических проблем.
Правовая аксиология
Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве определяющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок, искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой аксиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценностей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают.
Предметная сфера и основная тематика правовой аксиологии – это проблемы ценности права, ценностного значения закона (позитивного права) и государства, поскольку юридическая аксиология, как и юридическая наука в целом, включает в предмет своего рассмотрения не только право, но и государство в качестве правового явления, а именно – как правовой организации (правовой формы организации) публичной власти свободных членов данного общества.
Билет52