Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы
В целях определения территорий требующих активных мероприятий по предотвращению критической ситуации на рынке труда (в том числе принятие мер по предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 № 875[118] утверждены Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
Полномочия по определению территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда возложены на Минздравсоцразвития России. При определении таких территорий в обязательном порядке учитывается уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения), уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения), уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения), доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 423н[119] к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда отнесены Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область.
В рамках указанных территорий государство в первоочередном порядке обязано проводить мероприятия, направленные на предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы.
Для проведения мероприятий направленных на предупреждение безработицы и содействие занятости населения важно определить критерии массового высвобождения работников.
Согласно части 1 статьи 82 Трудового кодекса РФ критерии массового высвобождения определяются в отраслевых или в территориальных социально-партнерских соглашениях.
Во многих отраслях экономики критерии массового высвобождения уже определены.
Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.
Так, Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы[120] установлено, что увольнение считается массовым при сокращении численности или штата на 5 и более процентов работников организации, филиала, иного структурного подразделения в течение 90 календарных дней. Аналогичное положение закреплено в Федеральном отраслевом соглашении по организациям связи и информационных технологий РФ на 2012-2014 годы[121], Отраслевом тарифном соглашении по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2012 - 2014 годы[122], Московском трехстороннем соглашении на 2012 г.[123] и др.
В случаях, если в отраслевых соглашениях не определяются критерии массового высвобождения, то работники и работодатели могут руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.93 № 99[124].
Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников могут предусматриваются в актах социального партнерства (коллективных договорах и соглашениях). К их числу можно отнести:
мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;
льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;
порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;
временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
обязательства по заключению с органами государственного страхования или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.
В различных отраслях стороны социального партнерства закрепляют разный набор мероприятий, направленных на предотвращение массового высвобождения.
Так, Федеральным отраслевым соглашением по авиационной промышленности РФ на 2011 – 2013 годы предусмотрено, что целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов производства и снижения уровня безработицы работодатели по согласованию с профсоюзными органами разрабатывают мероприятия по привлечению высвобождаемых работников к общественным работам по договору со службой занятости населения; сокращению применения сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни; увольнению работников-совместителей; организации непрерывной переподготовки кадров; временному прекращению приема новых работников; использованию возможностей негосударственных пенсионных фондов для досрочного выхода на пенсию работников предпенсионного возраста.