Унитарное государство, федерация

Ильин: изначально деление форм на простые и сложные.

Нерсесянц: Форма государственного устройства — это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти. Форма государственного устройства выражает основания, принцип и особенности территориального структурирования власти в данном государстве, ее распределения между общетерриториальными (центральными) и отдельно территориальными (местными) субъектами.

Унитарное государство — это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы власти (представительной, исполнительной и судебной) и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему.

В унитарных государствах в административно-территориальных образованиях (областях, округах и т.д.) действуют местные органы государственной власти. В централизованных унитарных государствах – гос. властью обладают должностные лица (губернаторы и т.д.), назначаемые центральной властью. В децентрализованных - органы местного самоуправления, избираемые самим населением.

Федеративное государство — это единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство.

Классификация федераций.

1. По способу образования:

* договорные (суверенные гос.-ва посредствам договора (Четвернин – «реальное объединение»)

* конституционные (конст. уредительным актом) (Четвернин: конституц.: 1) если гос.-во возникло в силу децентрализации власти - презумпция компетентности федерации (в К перечислены все вопросы, отнесенные к sb), 2) гос.-во в результате объединения нескольких гос.в - презумпция компетентности sb (в К перечислены все вопросы, отнесенные к федерации) (РФ)

2. Принцип построения: по территориальному признаку; национально-территориальному признаку (советская теория)

3. В зависимости от взаимоотнонения субъектов с центром: симметриные; ассиметриные (н.: в РФ в республиках есть конституции, в др. sb нет).

Общие черты. Суверенитет единого федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает в себя территории отдельных субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов и т.д.). Субъекты федерации не являются суверенными государствами. Конституция, уставы, законодательство отдельных субъектов федерации не должны противоречить общефедеральной конституции и законодательству. Полномочия в области внешней политики и основных вопросов внутренней политики государства принадлежат общефедеральным органам государственной власти. В общефедеральном парламенте

верхняя палата (н.: СФ Фед. Собрания РФ) формируется из представителей субъектов федерации и выражает их интересы.

Четвернин: Федерация образуется, как правило, в результате децентрализации власти в одном государстве, а не путем объединения нескольких государств в одно новое, децентрализованное государство, тк чтобы объединились 2 существующих гос.-ва д/б 2 причины (уникальное явление): объединяющиеся нации должны приобретать нечто большее взамен утраченного государственного суверенитета; нации должны этнополитически тяготеть друг к другу. => При образовании союзного гос.-ва по существу происходит объединение не самостоятельных наций, а близких друг другу этнополитических сообществ, которые еще не обособились. В противном случае – это не правовое, а силовое объединение (федерализм – имитация, н.: СССР). США – федеративное, тк штаты развивались и формировались отдельно, но не обособлялись как нации (несуверенные sb добровольно отказываются от суверенитета в пользу нового суверенного образования).

Суверенитет в федеративном государстве не делится между федерацией и ее sb. Федерация — это одно государство, а не союз суверенных государств, отдающих “часть суверенитета” в пользу федеральной власти. Суверенитет — это не количественная, а качественная характеристика публичной политической власти, государства.

К компетенции фед. органов в федеративном гос.-ве относятся только те гос.-властные функции и задачи, которые должны и могут осуществляться только на общегосударственном уровне, а все остальные относятся к компетенции органов субъектов федерации (принцип субсидиарности).

Конституц. распределение компетенции в федеративном государстве называется разделением властей “по вертикали”. При этом разграничиваются, прежде всего, (1) предметы ведения федерации (наиболее важные вопросы) и (2) предметы совместного ведения федерации и sb.

* Законодатеьная власть (в основном) – Фед.органы.

* Исполнительная (в основном) – органы sb.

* Судебная – единая система (обеспечивает равный доступ к правосудию и равную судебную защиту на всей территории государства)

В зависимости от соотношения законодательных полномочий фед. и sb фед.:

1. Исключительная фед. компетенция (прин. только ФЗ и др фед. НПА)

2. Совместная компетенция (по предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы sb)

3. Конкурирующая компетенция (sb вправе принимать законы по предметам совместного ведения постольку, поскольку нет соответствующих ФЗ)

4. Договорная компетенция (sb фед вправе делегировать фед. законодателю полномочия по регулированию отдельных вопросов, которые не относятся к их исключительной компетенции)

Исключительная компетенция sb фед. предполагает круг вопросов, в решение которых федерация вмешиваться не вправе. Договорное делегирование полномочий по этим вопросам федеральному законодателю недопустимо.

Наши рекомендации