Различают унитарное государство и федеративное государство

1. Унитарное государство - это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных государственных образований или автономных единиц, а состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.

Большинство государств мира - унитарные государства, в том числе и республики-государства - субъекты РФ.

2. Федеративное государственное устройство имеет несколько определений.

Федерация - это сложное государство, состоящее из ряда субъектов (государств или государственных образований), образованных по территориальному и (или) национальному признаку, объединившихся для решения общих задач.

Федерация - это добровольное объединение двух или более государственных образований в одно единое государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт, федеральная конституция, закрепляющая правовой статус субъектов федерации, а также разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация характеризуется четырьмя признаками.

Во-первых, это множественность государственной публичной власти внутри государства (федеральная публичная власть и публичная власть субъектов), источником которой служит народ.

Во-вторых, наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства (территория делится на части, которые обладают большей самостоятельностью, чем в унитарных государствах).

В-третьих, сочетание федеральных и региональных налогов.

В-четвертых, сочетание федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации.

Слово "федерация" происходит от лат. "союз", "объединение". Термин "федеративное государство" употребляется для характеристики государства многими конституциями (Аргентина, Пакистан, ФРГ и др.).

В последние годы в связи с ростом числа и разнообразия федераций все чаще применяется их разделение на "симметричные" и "асимметричные". Это различие имеет в виду правовое положение различных частей федерации, юридические, а не экономические аспекты.

В идеале в "симметричной" федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов, имеющих один и тот же правовой статус (Германия - земли, ОАЭ, Аргентина - провинции, Россия - субъекты). Однако абсолютно "симметричных" федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами федерации существуют.

"Асимметричная" федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению, а статус субъектов федерации, в свою очередь, может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) - Виргинские острова, Восточное Самоа и др., федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико и другие территории, которые не пользуются правами штатов, не участвуют в выборах парламента США.

31 марта 1992 г. в России был заключен Федеративный договор, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части (ч. 3 ст. 11).

Федеративный договор - это совокупность трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти трех типов ее субъектов.

Федеративный договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами РФ.

Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов РФ.

Федеративный договор не подписали полномочные представители Республики Татарстан и Чеченской Республики. С Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был подписан отдельный Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Аналогичный Договор был заключен с Республикой Башкортостан и рядом других субъектов РФ.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство страны (ст. ст. 65 - 79): республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами РФ.

С 1 марта 2008 г. в состав Российской Федерации входят 83 субъекта РФ. Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство Российской Федерации, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции, прежде всего в ст. 65, в которой перечислен полный состав субъектов РФ.

Закрепление в Конституции РФ наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта РФ из состава Федерации в одностороннем порядке. Российской Федерации нет принципа сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции РФ 1993 г.

Но Конституция РФ не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции РФ субъектов Федерации.

17 марта 2014 года, в результате Крымского общественно-политического кризиса и опираясь на результаты референдума от 16 марта 2014 года, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус.

Республика Крым в лице своего высшего органа власти — Государственного Совета Республики Крым — обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

Принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части регулируется Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», принятым в 2001 году. По закону, инициатива должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ.

18 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин начал процедуру принятия, уведомив правительство, Госдуму и Совет Федерации о предложениях Госсовета Крыма и Заксобрания Севастополя о принятии в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Путин выступил с обращением к Федеральному Собранию РФ. После этого был подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта 2014 г

В составе Российской Федерации:

Наши рекомендации