Либерализм как идейно-политическое течение
Как отмечалось выше, основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси.
Однако идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Нам следует опираться на мировоззренческую основу трех общемировых идеологий:
– либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;
– консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;
– социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.
Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства» . Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, которые обычно формируются отдельными сообществами (государствами). К такому типу идеологии относится и идеология белорусского государства.
Термин «либерализм» происходит от лат. «liberalis» – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. К классикам либерализма относятся Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, и др. Многие представители современной западной политической науки также относят себя к либералам. Классическим изложением либеральных идей стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). В ходе идейного обоснования своих политических идеалов либералы XVII–XIХ вв. сделали объектом теоретического анализа такие понятия как «равенство», «право частной собственности», «универсальный закон», «естественное состояние», «общественный договор», «гражданское состояние» и др.
Общие ценности либерализма:
1. Свобода – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д. людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.
1. Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.
2. Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».
3. Номократия – власть законов, а не людей.
4. Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.
5. Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.
6. Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.
7. Прогрессизм, основанный на вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.
«Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека».
Экономические кризисы и угроза развития революционного рабочего движения заставили либералов искать способы защиты индивидуальной свободы и прогресса не в ограничении функций государства, а в возложении на него дополнительных обязательств. В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Во времена Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта была опробована неолиберальная экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма.
Отличительные черты неолиберализма:
1. Отказ от невмешательства государства в экономику.
2. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона.
3. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции.
4. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).
Неолиберальные концептуальные наработки 1930-х гг. впервые прошли апробацию на западногерманской территории. Неолиберализмоказался востребован и на постсоциалистическом пространстве. Сначала большая часть государств сориентировалась на неоконсервативные инструментарии системной трансформации народнохозяйственного комплекса. Однако такая ориентация привела к резкому усилению социальной напряжённости и тамошние власть имущие взяли на вооружение неолиберальную в своей основе градуалистическую концепцию.