Возникновение государства
Государство как полноценно функционирующий механизм появился не сразу, ему предшествовало несколько этапов развития.
Первым стоит выделить такое явление, как возникновение землевладельческих общин в местах, благоприятных для заселения и последующего проживания, занятия сельским хозяйством.
Постепенное увеличение количество поселенцев привело к разрастанию общин, выделению из них новых групп, основанных на кровных началах. Параллельно с этим процессом происходит укрупнение поселений, вызванное развитием хозяйственной деятельности и, соответственно, улучшением условий жизни, что привело к созданию прообразов поселений, своим устройством похожим на прообразы городов.
……………………….
…………………………….
Глава 3
Общая характеристика теорий происхождения государства и права
Не первое тысячелетие человечество живет в условиях государственно-правовой действительности. Люди являются гражданами/поданными определенного государства и подчиняются установленным, санкционируемым государством нормам. Вполне объяснимо, что практически с самого зарождения государственности и права люди стали размышлять над вопросом происхождения государства и права. Создавались самые различные теории. Их многообразие обусловлено, как правило, определенными философскими взглядами, идеологической позицией конкретных авторов, а также эпохой, в которую они жили.
3.1 Теологическая теория
Теологическую теорию принято считать одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение как результат проявления божественной воли. К ее представителям можно отнести Августина Блаженного (354-430), Фому Аквинского (1226-1274), теоретиков монархизма Р. Филмера, Л. А. Тихомирова, И .А. Ильина, философов Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова, представителей современной католической церкви (таких, как Жак Маритен).
Теологическая теория не конкретизирует способы реализации божественной воли, но отмечает, что государственной власти следует подчиняться, так как государственная воля есть власть от Бога. С другой стороны, и само государство находится в зависимости от божественной воли, проявляющейся через различные религиозные организации, церковь.
К плюсам теории стоит относить то, что она позволяет установить в обществе порядок, регулирует общественные отношения; указывает на то, что государство появляется с монорелигией.
Минусы – ее нельзя назвать научной, так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства, все опирается лишь на вопрос веры конкретного человека.
3.2 Патриархальная теория
Эта теория гласит, что государство и право возникли из семьи, чьи размеры увеличивались из поколения в поколение. Так как власть государства можно охарактеризовать как продолжение власти главы семьи, то можно сделать вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.
Данная точка зрения получила свое развитие еще в древности, была популярна в Древней Греции, Риме, ее основателем можно считать Аристотеля. В последующем этой позиции придерживались Конфуций, Р.Филмер, Н.К.Михайловский, М.Н.Покровский и др.
Конфуций (YI – Y вв. до н.э.) трактовал императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, сопоставлял власть императора власти главы семейства, а государство считал большой семьей.
Более подробная данная теория рассмотрена в произведениях английского роялиста Р. Филмера (XYII век). В своем труде «Патриархия, или Защита естественного права королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию Р. Филмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла широкий отклик в российском научном сообществе. Ее активно продвигал социолог Н. К. Михайловский, рассматривающий государство как инструмент максимально возможного удовлетворения интересов и потребностей индивидов и общества в целом. Деятель исторических наук М.Н. Покровский полагал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Вполне возможно, из-за популярности патриархальной теории среди народа получила развитие и укрепилась вековая традиция веры в «отца народа», покровительствующая над народом, способную решать все проблемы, защитить от опасности.
В плюсы этой теории можно записать то, что она способствует крепкому объединению общества, основанному на духе братства, родства, взаимосвязанности как членов семьи, культивирует уважение к государственной власти.
Недостатки же вполне очевидны: по сути подобные взгляды антидемократичны, обрекают население на пассивное ожидание чужих решений, снижает социальную активность населения, уменьшает ответственность за развитие своей страны. Также порождается культ личности «отца», оправдывающий в самые негативные их действия и решения. Следует отметить ее антинаучность, так как институт семьи и институт государства зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя, что доказывает-семья не является предтечей государства.
3.3 Органическая теория
Рассматриваемая теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представители этой теории- Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
Органическая теория объясняет происхождение государства действием тех же сил и законов, которыми определяется жизнь природы. Государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Согласно этой концепции цепь живых существ, которая идет от простейших организмов к более сложным и доходит наконец до человека, не кончается на нем, а развивается дальше. За человеком, или точнее, над человеком существует целый ряд высших организмов. Это – организмы общественные, которые состоят из отдельных людей, как организмы животных и растений из клеток.
Наиболее выдающимся, представителем органической теории был английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), который один из первых использовал методы естественных наук для познания законов развития общества и государства. Философскую основу органической теории составляет учение об эволюции. Следует особо подчеркнуть, что в концептуальном плане Г.Спенсер на семь лет опередил Ч.Дарвина, который самостоятельно разработал свою эволюционную теорию происхождения видов.
Г.Спенсер различал три вида эволюции: неорганическую, органическую и надорганическую, которая протекает в обществе. Он представил развитие общества как процесс постепенного объединения различных мелких социальных групп в более крупные и сложные, которым он дал название «агрегаты». Этим названием охватывались такие формы общественной организации, как род, племя, орда, города-государства и другие социальные системы.
Согласно мнению другого видного ученого, Огюста Конта — государство — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Плюсы- биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным.
Минусы-весьма уязвима для критики. Основные недостатки теории отмечали Н. Н. Алексеев и М. М. Ковалевский, указывая на абстрактность теории. Органическая концепция вводит в политологическую среду биологические концепты, параметры, по которым производится сравнение, и предположения относительно дальнейшего развития государства как подобия природного организма. Эти аспекты не дают четкого представления о ситуации, а лишь рассказывают о возможном ее устройстве. Но в то же время эта теория впервые рассматривает государство не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а как продукт естественного развития человечества в природных условиях.
Теория насилия
Ее возникновение также приходится на XIX век. К ее представителям стоит отнести Л. Гумпловича, К. Каутского, Е. Дюринга, Ф. Оппенгеймера и др.
Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.
Теорию можно разделить условно на два подвида: теорию внешнего насилия и теорию внутреннего насилия.
Основными представителями теории внешнего насилия являлись Л. Гумплович и К.Каутский.
Австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) считал, что государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
Карл Каутский (1854-1938) также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, подчиняет себе побежденное племя, присваивает его земельные наделы, принуждает систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, Каутский утверждал, что лишь там, где имеет место внешнее насилие, возникает деление на классы, вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая- угнетенным и эксплуатируемым классом.
«Положительным моментом данного подхода является то, что действительно в ряде случаев мы можем в мировой истории обнаружить факты образования государства в результате внешнего вторжения (например, проникновение ариев на Индостанский полуостров в середине II ты. До н.э.). Однако эти факты являются редкими, исключительными» [1]
Основным представителем теории внутреннего насилия следует считать Евгения Дюринга.
Дюринг считал, что основа общественного развития -формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Причины возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Плюсы: объясняется тем, что у людей имеются разные интересы; насилие в обществе действительно имеет место быть; государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.
Минусы: отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства; люди не могут быть равны биологически; государство не всегда выражает интересы общества.