Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения
Развитие конфессиональной сферы в 2010 году отмечено укреплением взаимодействия органов власти с религиозными организациями, совершенствованием форм и методов сотрудничества с организациями Белорусской православной церкви, усилением контроля за соблюдением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, осуществлением работы по поддержанию межконфессионального мира и согласия, предупреждению распространения псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.
В современной Беларуси конфессиональный фактор за последние два десятилетия стал играть заметную роль в общественно-политической жизни. Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3321. В соответствии со своими уставами действуют 159 религиозных организаций (приложение 1), имеющих общеконфессиональное значение (религиозных объединений, монастырей, миссий, братств, сестричеств, духовных учебных заведений), в том числе в 2010 году зарегистрированы 1 православный монастырь, 1 православное сестричество и 1 миссия христиан полного Евангелия. По решению учредителей в 2010 году ликвидирована миссия христиан веры евангельской «Добрая весть». По состоянию на 1 января 2011 г. в республике зарегистрировано 3162 религиозные общины (приложение 2), в том числе в Брестской области – 719 общин, в Витебской – 532, в Гомельской – 377, в Гродненской – 463, в Могилевской – 269, в Минской – 663 и в г. Минске – 139. Данные о государственной регистрации религиозных общин (в 2010 году зарегистрировано 56 общин, в 2009 году – 47 общин, в 2008 году – 61 община, в 2007 году – 52 общины) свидетельствуют об устойчивости конфессиональной структуры общества и стабильной тенденции роста общин Белорусской православной церкви и Римско-католической церкви (приложение 5).
Сохраняется традиционно высокий уровень религиозности в западных областях республики по сравнению с восточными регионами. Ведущие позиции в религиозной жизни общества занимает Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). За последние 15 лет количество православных религиозных общин увеличилось почти в 4 раза, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывалось 1545 приходов, объединенных в 11 епархий. В 2010 году верующие создали 36 новых приходов (в 2009 году – 36 приходов, в 2008 году – 43 , в 2007 году – 32). Кроме того, действуют 32 монастыря, 14 братств и 10 сестричеств, а также 5 духовных учебных заведений Белорусской православной церкви. В приходах БПЦ работает 1577 священнослужителей, из которых 15 – иностранные граждане. Действует 1334 православных храма, еще 150 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано около 840 бывших культовых и других зданий. Обеспеченность приходов культовыми зданиями составляет около 85 процентов.
В 2003 году между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, реализация которого стала уникальным опытом многовекторной совместной работы государства и церкви на благо общества. В соответствии с данным Соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом подписан ряд совместных программ сотрудничества, комплексные программы мер по реализации Соглашения выполняются всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. Ход реализации данных мероприятий регулярно рассматривается на заседаниях координационного совета под председательством Уполномоченного по делам религий и национальностей, в работе которого принимают участие представители заинтересованных министерств и ведомств, сотрудники Белорусского Экзархата. Государством оказывается значительная помощь БПЦ в реставрации и восстановлении культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры. В рамках Программы возрождения Жировичского Свято-Успенского монастырского комплекса и Минской духовной академии и семинарии на 2001-2005 годы и на период до 2010 года на реставрационные работы в 2009 году было выделено 7,792 млрд. рублей, в 2010 году – 7,262 млрд. рублей. В связи с необходимостью продолжения работ по ряду объектов монастыря в настоящее время Гродненским облисполкомом осуществляется разработка аналогичной программы на 2011-2015 годы. В г.Минске ведутся работы по строительству Духовно-образовательного центра, на эти цели в 2009 году предусматривалось выделение 4,315 млрд. рублей, в 2010 году – 9, 958 4 млрд. рублей. Уполномоченным по делам религий и национальностей совместно с заинтересованными с выездом на место рассматривались вопросы проведения работ и освоения бюджетных средств на реставрируемых и строящихся объектах. Из средств республиканского бюджета в 2010 году оказана значительная помощь по проведению реставрационных работ памятников истории и культуры – Свято-Воскресенского собора в г.Борисове, Успенского монастыря в дер.Пустынки Мстиславского района, бывшего коллегиума иезуитов в дер.Юровичи Калинковичского района (теперь православный монастырь).
Государство оказывает помощь духовным учебным заведениям Белорусской православной церкви. Для оплаты труда преподавателей и работников, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, выплаты стипендий студентам Минской духовной академии, Минской духовной семинарии, а также Минского духовного училища Минской епархии в 2009 году было выделено 1004,5 млн. рублей, в 2010 году – 1173,1 млн. рублей. Ежегодно Указом Главы государства предоставляется отсрочка от службы в армии учащимся и выпускникам православных духовных учебных заведений. Значительную помощь приходам БПЦ оказывают местные исполнительные и распорядительные органы.
Большой популярностью пользуются мероприятия духовно-просветительской программы «Семья – единение – Отечество», которая разработана Минской епархией БПЦ и при поддержке местных властей распространяется на все регионы страны. С 2008 года прошли мероприятия программы в гг.Слуцке, Жодино, Солигорске, Столбцах, Борисове, Молодечно, Вилейке, Марьиной Горке, г.п.Старые Дороги Минской области. В дальнейшем аналогичные мероприятия состоялись в других регионах республики – в г.Минске и г.Могилеве, а также в гг.Мозыре, Жлобине Гомельской области. Белорусская православная церковь применяет новые формы социального служения. Создано религиозное братство врачей, которое дает бесплатные квалифицированные консультации больным. В Витебской епархии действует религиозное тюремное братство, оказывающее моральную, духовную и материальную помощь людям, находящимся в заключении.
В епархиях созданы отделы по работе в тюрьмах. Действуют диаконические станции по оказанию помощи нуждающимся. Ими осуществляется попечительство над онкологическими и психиатрическими больницами, школами-интернатами, другими социальными учреждениями. Белорусская православная церковь активно сотрудничает с другими конфессиями и религиозными направлениями по развитию межконфессионального диалога и решению социально значимых проблем общества. В сентябре 2010 г. по инициативе Белорусского Экзархата в г.Минске состоялся V Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета, в котором приняли участие ученые и священнослужители из Беларуси и ряда зарубежных стран.
Под эгидой Белорусского Экзархата с 2009 года действует общественный совет по нравственности, в состав которого вошли представители исторически традиционных для Беларуси конфессий, научной и творческой интеллигенции. Председателем совета избран председатель Союза писателей Беларуси Чергинец Н.И.
Существенную роль в религиозной жизни нашей страны играет Римско-католическая церковь в Республике Беларусь (далее – РКЦ), которая является второй конфессией по количеству верующих. За последние 20 лет количество религиозных общин РКЦ увеличилось в четыре раза, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывается 475 приходов, объединенных в 4 епархии. В 2010 году зарегистрировано 5 новых общин (в 2009 году – 3, в 2008 году – 10, в 2007 году – 17). Кроме того, в республике действуют 9 римско-католических миссий и 9 монашеских общин.
Общины РКЦ располагают 464 костелами, еще 26 находятся в стадии строительства. Уровень обеспеченности римско-католических общин культовыми зданиями составляет около 97 процентов. Всего за период с 1988 по 2010 год государством было передано РКЦ около 300 объектов под религиозные цели. Одной из проблем РКЦ является значительная нехватка кадров священнослужителей из числа граждан Республики Беларусь. В приходах РКЦ работает 418 священнослужителей, из которых 160 – иностранные граждане. Белорусские католические священнослужители готовятся в двух духовных семинариях РКЦ (в г.Гродно и г.Пинске), кроме того, в 2009 году открыт катехетический колледж для мирян (в г.Барановичи).
Государство оказывает поддержку духовным учебным заведениям РКЦ, предоставляя отсрочку от призыва на военную службу семинаристам и выпускникам семинарий (в 2008 году отсрочку получили 56 человек, в 2009 году – 44, в 2010 году – 38, в 2011 году – 56). Государственные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы оказывают содействие Римско-католической церкви в решении ее вопросов, а также в организации значимых мероприятий. Из средств республиканского бюджета в 2010 году оказана помощь по проведению реставрационных работ в костеле Божьего Тела в г.Несвиже. Ежегодно все облисполкомы оказывают содействие в организации паломничества в дер.Будслав Мядельского района. Большое значение имеют проводимые под эгидой РКЦ мероприятия в сфере культуры. Ежегодно в г.Могилеве проходит международный фестиваль христианской музыки «Магутны Божа», в котором принимают участие творческие коллективы различных конфессий и религиозных направлений из Беларуси и зарубежных стран. В г.Глубокое Витебской области с 2005 года ежегодно проводится Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat. В 2010 году фестиваль охватил также г.Минск. РКЦ ведет широкую издательскую деятельность, функционирует католическое издательство «Про Христо».
Осуществляется значительная социальная и благотворительная работа непосредственно в общинах и через благотворительные организации (в частности, благотворительное католическое общество «Каритас»). Организации РКЦ также активно сотрудничают с учреждениями социальной защиты населения. Римско-католическая церковь поддерживает конструктивные отношения с Белорусской православной церковью и другими конфессиями и религиозными направлениями.
В настоящее время ведется разработка проекта Соглашения между Республикой Беларусь и Ватиканом. Основным разработчиком является Министерство иностранных дел Республики Беларусь, одновременно по его просьбе аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей принимает участие в работе над текстом Соглашения.
Протестантские религиозные организации представлены 1005 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик различных церквей и религиозных направлений.
Наиболее крупными протестантскими религиозными направлениями являются христиане веры евангельской (пятидесятники) (505 общин), евангельские христиане баптисты (275 общин), адвентисты седьмого дня (72 общины). Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое в настоящее время представлено 27 общинами. В 2010 году зарегистрировано 3 общины евангельских христиан баптистов, 4 общины христиан веры евангельской, 1 община Свидетелей Иеговы. Общины протестантских религиозных организаций, как правило, немногочисленны (20-25 человек), исключение составляют общины в крупных населенных пунктах. Особое стремление к созданию новых религиозных общин, преимущественно в небольших населенных пунктах, проявляет направление христиан веры евангельской.
Протестантские общины проявляют активность в миссионерской и благотворительной деятельности, реализации социальных проектов, преимущественно для собственных прихожан. Отношения местных органов власти с ними отличаются корректностью и взаимоуважением. Однако имеют место отдельные случаи нарушения законодательства Республики Беларусь со стороны протестантских организаций в части соблюдения порядка осуществления массовых мероприятий, распространения религиозной литературы. Долгое время общиной христиан полного Евангелия «Церковь Новая Жизнь» в г.Минске незаконно используется для религиозных целей здание коровника, которое было незаконно переоборудовано под культовое сооружение. Особенной активностью отличается миссионерская работа общин свидетелей Иеговы, что нередко вызывает негативную реакцию населения. В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий. Иудаизм представлен 52 общинами, относящимися к трем направлениям (ортодоксальному, хесэд-любавич, прогрессивному), в том числе в 2010 году зарегистрировано 6 иудейских общин. Действуют 3 религиозных объединения. В распоряжении общин имеется 7 культовых зданий (в том числе синагога в г.Минске, реконструкция которой завершена в 2010 году), еще 4 здания находятся в состоянии реконструкции. Всего за последнее десятилетие государством было передано иудейским религиозным организациям 10 зданий для культовых целей. Ислам представлен 25 общинами, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Зарегистрировано 2 религиозных объединения. Действуют 5 культовых зданий, ведется строительство мечети в г.Минске.
Государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии. При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики, не допуская вмешательства во внутренние дела конфессий. В стране созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций: они освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость в отношении культовых зданий.
Религиозным организациям, арендующим помещения государственной собственности для проведения религиозных мероприятий, распоряжением Президента Республики Беларусь установлен понижающий коэффициент 0,1 при определении ставки арендной платы. Благодаря этому религиозные организации в своей деятельности больше внимания могут уделять участию в решении социально значимых вопросов, расширяются международные связи и контакты, укрепляется кадровый состав священнослужителей, продолжается формирование материальной базы их деятельности.
Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью. Пристальное внимание проблемам деятельности религиозных организаций уделяет Глава государства. В 2010 году состоялись ежегодные встречи Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с членами Синода Белорусской православной церкви (22 апреля) и руководством Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви в Республике Беларусь (14 апреля и 27 декабря), в ходе которых были рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия государства и церкви. В октябре 2010 г. в связи с празднованием 300-летия Архикафедрального костела в г.Минске Республику Беларусь посетил специальный представитель Папы Римского кардинал Йозеф Томко, который также был принят Главой государства.
В марте 2010 г. состоялась встреча Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь с руководителями республиканских религиозных объединений, в которой приняли участие руководители и представители религиозных объединений православной, римско-католической, иудейской, мусульманской, старообрядческой и протестантских конфессий и религиозных направлений. В ходе встречи была отмечена высокая эффективность совместных усилий государства и церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания личности и общества. Решению вопросов религиозных организаций, взаимодействию с ними уделяют внимание все уровни государственной власти.
Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления принимают меры по соблюдению религиозными организациями действующего законодательства Республики Беларусь. Государственные органы поддерживают инициативы религиозных организаций, направленные на обеспечение глобального диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека, религиозной терпимости. Особенно важно, что активные шаги к расширению межконфессионального диалога предпринимают исторически традиционные и наиболее многочисленные конфессии в стране – Белорусская православная церковь и Римско-католическая церковь в Республике Беларусь. При этом многие конфессии и религиозные направления поддерживают данные инициативы и принимают участие в проводимых мероприятиях.
С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, в состав которого входят руководители республиканских религиозных объединений. Совет призван содействовать дальнейшему развитию межконфессионального диалога, активизации взаимодействия государства и религиозных организаций в решении социально значимых вопросов. Уполномоченным по делам религий и национальностей ведется разъяснительная и информационная работа с руководителями конфессий о необходимости соблюдения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, осуществляется плановая проверка уставной деятельности религиозных организаций, по каждому выявленному факту направляются предписания.
В 2010 году проведены проверки уставной деятельности 5 религиозных организаций (религиозных объединений, братств, духовных учебных заведений). В целях предотвращения регистрации религиозных организаций противоправного характера Уполномоченным по делам религий и национальностей было разработано Положение о составе, содержании и порядке представления сведений при регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, которое было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. № 548.
Одновременно аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь ведется работа по предупреждению регистрации религиозных организаций под видом общественных объединений. При Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Экспертный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области религиоведения, права, психологии. Экспертным советом осуществляются экспертизы при создании религиозных организаций на предмет соответствия их уставов, вероучений, соответствующих им культовых практик законодательству Республики Беларусь, а также по запросам заинтересованных государственных органов в отношении материалов деятельности организаций и групп по выявлению их религиозного характера. Только за 2010 год аппаратом Уполномоченного, членами Экспертного совета были рассмотрены 235 единиц источников (печатных, аудио- и видеоматериалов). Аппаратом Уполномоченного проводится регулярная работа по предупреждению ввоза в Республику Беларусь религиозной литературы экстремистского либо оскорбляющего религиозные чувства верующих содержания.
Члены Экспертного совета, сотрудники аппарата Уполномоченного, отделов по делам религий и национальностей облисполкомов, Минского горисполкома принимают участие в работе по организации семинаров, учебы для специалистов идеологической сферы, курирующих вопросы этноконфессиональной сферы, работников системы образования, в ходе которых дается информация о зарегистрированных организациях, разъясняются государственные подходы к незарегистрированным религиозным организациям. Так, в апреле 2010 г. на базе Национальной академии наук Беларуси был проведен семинар «Традиции толерантности в сохранении свободы совести и вероисповедания» с привлечением представителей религиозных организаций, на котором разъяснялись государственные подходы в конфессиональной политике.
В Республике Беларусь созданы благоприятные условия для обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохраняются межконфессиональный мир и согласие в обществе, развивается межконфессиональный диалог. Многовековые традиции мирного существования различных религий, богатый опыт развития связей и контактов между ними, внимание государства к этим вопросам способствуют формированию веротерпимости в обществе, открытости к диалогу, отсутствию конфликтов и противоречий на конфессиональной основе.
38……………………………………………………….
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.
Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на отрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи. Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе . Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”. Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика. Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.
---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------
Статья 1 - с изменениями, внесенными Законом от 9 июля
1997 г. N 56-З
Государственная молодежная политика -- это система
социально-экономических, политических, организационных и
правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан
Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых
государством для социального становления, развития молодежи
и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах
всего общества.
---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;
практической отработки новых общественных отношений и форм
жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики). Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни. Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.