Структурные элементы нормы права виды и особенно-сти
Структура нормы – это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Современная правовая наука выделяет три основные структуры правовой нормы – социологическую, логическую и юридическую.
Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у граждан и организаций предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза характеризуется словом «если».
Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, пре-вращает их в юридические факты.
Диспозиция – это само правило поведения (действие или бездействие), которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.
Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – мера воздействия. Примером норм, содержащихся в санкции, служат нормы Особенной части Уголовного кодекса.
Таким образом, гипотеза дает ответ на вопрос когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения; в диспозиции содержится указание на то, что, собственно, требует норма права, что надо делать, или, наоборот, нельзя делать; а на то, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать ее предписания указывает санкция.
По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными.
Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, являющееся условием действия правовой нормы, а простая диспозиция или санкция – одно правовое последствие.
Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы, а сложные диспозиция или санкция – несколько (сово-купность) правовых последствий.
Альтернативная гипотеза предусматривает несколько обстоя-тельств наступление одного из которых является условием действия правовой нормы. Альтернативные диспозиция или санкция – наступление одного из нескольких сформулированных в норме последствий.
Большинство норм Особенной части Уголовного кодекса имеет альтернативные санкции.
Принято также различать штрафные и правовосстанови-тельные санкции.
Штрафные санкции предусматривают меры юридической ответственности и содержат дополнительные обязанности для правонарушителя – определенные негативные последствия. Примером таких санкций являются санкции норм Особенной части Уголовного кодекса.
Правовосстановительные санкции предусматривают такие меры, которые применяются к правонарушителю для обеспечения реального исполнения неисполненной им обязанности и для защиты (восстановления) нарушенного им субъективного права.
Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется не менее сложной проблематикой логической структуры. Последняя охватывает в логических понятиях и связках юридическую структуру, но имеет самостоятельное значение. Ценность практического выделения логической структуры нормы права заключается в том, что, во-первых, зная о логической структуре, мы всегда должны структурировать норму права по этим трем компонентам, и, во-вторых, наполнить эти элементы конкретным содержанием.
Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если – то – иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.
Социологическая структура нормы права органично связана с предыдущими структурами и раскрывается при толковании норм, в процессе их реализации.
Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Это внутреннее строение нормы, определенный порядок связи и взаимодействия ее элементов.
Поскольку норма права представляет собой специфический ре-гулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.
В связи с тем, что нормы права формулируются в нормативных правовых актах различными путями, в юридической литературе были высказаны соображения, будто все три элемента необязательны для различных отраслевых норм. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность – уголовную, административную и др. В науке было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права.
Структура логической нормы выражается формулой: «если… то… иначе». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» – диспозиция; «иначе» – санкция. Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы.
Данная структура присуща нормам – правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в частности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам – правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции РФ; нормы-дефиниции – понятия преступления, наказания, соучастия, цели наказания и др. – в Уголовном кодексе РФ.
Некоторые ученые считают, что исходным элементом права является не норма права, а нормативно-правовое предписание. Свою позицию они обосновывают тем, что имеется несоответствие между структурой нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) и способами закрепления компонентов нормы права в нормативных правовых актах, когда в одной статье не всегда можно обнаружить все три элемента нормы права. Но нормативно-правовое предписание как властное веление всегда присутствует.
Под нормативно-правовым предписанием проф. В.М. Сырых понимает цельное логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативного правового акта властное веление правотворческого органа.
Аналогичное понятие формулирует и проф. В.Н. Карташов. Выделение нормативно-правового предписания позволяет включить в общую группу те нормы, которые отличаются своеобразием структуры и в них нельзя выделить привычные для нормы права – части. К числу нормативно-правовых предписаний принято относить нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, программные и оперативные предписания. К последним относятся предписания, устанавливающие дату и порядок вступления нормативного правового акта в действие, предписания о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты.
Иногда выделяют предписания, содержащиеся в «классических» нормах права, например бланкетных или отсылочных, которые отсылают к другой части того же нормативного правового акта или к иному акту. К данной категории нормативно-правовых предписаний причисляют и так называемые диспозитивные предписания, допускающие самостоятельное установление участниками правоотношений своих прав и обязанностей. Они содержат, как правило, формулировки: «при отсутствии иного соглашения» или «если иное не