Вопрос: Сущность и значение стратегического управления регионом. Система стратегического управления регионом

Вопросы Экзамена по Стратегии

Вопрос: Федеральный закон «О стратегическом планировании»

Включение этого вопроса обусловлено возросшей актуальностью темы организации стратегического планирования на государственном и на муниципальном уровне. С одной стороны, за последние месяцы произошли фундаментальные изменения в федеральном законодательстве, регулирующем стратегическое планирование и иные виды планирования. В частности, был принят федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (опубликован по адресу: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html; его также можно посмотреть в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=143912-6), сформировавший новый правовой контекст для стратегического планирования в муниципальных образованиях. С другой стороны, учет этих изменений в муниципальной практике затруднен отсутствием в большинстве муниципальных образований действенных механизмов, обеспечивающих интеграцию стратегических документов в систему социально-экономического планирования и их взаимосвязь с другими плановыми документами, а также недостаточной проработанностью вопросов управления реализацией утвержденных документов.

Нужно хорошо ориентироваться по тексту этого закона.

Обсуждение вопросов по примененю ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» начато на XIII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» на страничке Вопросы, возникающие в связи с применением ФЗ-172 «О государственном стратегическом планирования в РФ» от представителей регионов и городов, участвующих в Форуме в адрес Минэкономразвития РФ. и продолжено на официальной страничке Форума на facebook.

До 1 января 2016 года планируется обеспечить подготовку нормативно правовых актов, регламентирующих порядок разработки документов стратегического планирования, создать реестр и информационную систему документов стратегического планирования. До конца января 2017 года планируется разработать документы стратегического планирования и при необходимости актуализировать уже существующие. Таким образом, в 2015 году будут разрабатываться механизмы, а в 2016 году - документы.

Необходимо обратить внимание на то, что с принятием ФЗ перед всеми без исключения субъектами РФ встала задача привести существующие документы стратегического планирования в соответствие требованиям нового закона. Этот процесс начался. Регионы-лидеры подготовили проекты своих законов или приняли их (Санкт-Петербург, Республика Татарстан), а также планы разработки предусмотренных законом документов стратегического планирования.

Аналогичная работа проводится и в Саратовской области. В апреле 2015 г. Областной Думой принят закон № 56-ЗСО от 28.04.2015 «О стратегическом планировании в Саратовской области» - http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW358;n=84506 или http://www.srd.ru/documents/zaks/56-ZSO-28042015.pdf

Вопрос: Сущность и значение стратегического управления регионом. Система стратегического управления регионом

Стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации на долгосрочную перспективу определяет приоритетные направления социально-экономического развития и представляет собой систему политик и мер государственного управления, нацеленных на создание условий для инновационного развития, укрепление позиций региона среди субъектов Российской Федерации и в системе мирохозяйственных связей. Стратегия служит основой для мероприятий комплексных программ социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу, долгосрочных областных и муниципальных целевых программ, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив. Формирование системы стратегического управления развитием региона строится с использованием принципов целенаправленности, комплексности, системности, эффективности, учета баланса интересов, партнерства, легитимности, этапности и др.

Представляется полезным изучение разнообразного опыта регионов Российской Федерации по формированию систем стратегического управления. Важно познакомиться с опытом использования таких инструментов как ДРОНДов и БОР в системе стратегического управления развитием территории

В 2014 году принят федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (опубликован по адресу: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html; его также можно посмотреть в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=143912-6), сформировавший новый правовой контекст для стратегического планирования в муниципальных образованиях.

В 2012 году была принята Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, необходимо познакомиться с сформулированными в документе целями, приоритетами, механизмами реализации. В настоящее время разрабатывается новая стратегия. Материалы можно посмотреть в специальном разделе портала Правительства Саратовской области - http://saratov.gov.ru/informers/strategiya-so-30/

Новый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития отраслей и территорий, а также мониторинга реализации документов стратегического планирования, в том числе при разработке, утверждении и корректировке документов стратегического планирования.

Общая схема документов стратегического планирования

Вопрос: Сущность и значение стратегического управления регионом. Система стратегического управления регионом - student2.ru

Стратегия экономического развития регионоврассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долго­срочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Предпосылки обращения региональных органов власти к стратегическому планированию и управлению

q Необходимость обеспечения условий для повышения качества жизни населения на основе устойчивого экономического развития региона

q Потребность в выявлении собственных ресурсов и резервов (конкурентных преимуществ в сравнении с другими регионами) для повышения качества жизни населения и обеспечения конкурентоспособности региона в масштабах национального и мирового территориального разделения труда

q Необходимость привлечения внешних инвесторов в регион и обоснования с этой целью инвестиционной привлекательности территории

q Развитие взаимодействий региональных органов власти с основными стейкхолдерами (организациями, чьи интересы связаны с регионом и чьи ресурсы позволяют существенно влиять на его развитие) на основе равноправного диалога и частно-общественного партнерства

q Формирование видения будущего состояния региона и разработка модели действий, прежде всего для региональных органов власти как института государственного управления, призванного руководить процессом социально-экономического развития региона, а также для бизнеса и местного сообщества

Наши рекомендации