Праздник вечной халявы
32-летний уфимец Владимир В. сделал открытие. Звучит оно просто, как и все гениальное: в Москве с голоду не умрешь, даже не имея ни копейки в кармане.
Открытие было сделано совершенно случайно три года назад, когда он оказался в столице, в командировке. Завершив дела, пошел на вокзал в кассу и обнаружил, что буквально накануне цены на билеты резко выросли. Чтобы приобрести плацкарт до Уфы, пришлось все выгрести из карманов. Благо, вопрос с жильем не стоял. А вот чем питаться двое суток, оставшихся до отъезда, наш герой даже представить не мог. Знакомых в Москве у него не было, а мысль о том, чтобы рыться по помойкам или просить милостыню, чистому и аккуратному Володе была глубоко чужда.
В тяжкой задумчивости он направился к своему московскому жилью, как вдруг… угодил на праздник. На площади некая политическая партия, жаждущая продвинуть в какой-то выборный орган своего кандидата, устраивала народное гулянье для электората. Гулянье сопровождалось бесплатной раздачей порций горячих пельменей и стопок водки. Владимир подкрепился, и на душе у него стало веселее. Тем более что на следующий день, бродя по центру Москвы, Володя сначала наткнулся на бесплатную презентацию нового сорта чая в одном из магазинов, а вечером - на раздачу булочек и пирожков, которой сопровождалось торжественное открытие какого-то ночного клуба. Так Володя не только поужинал, но и захватил с собой кое-что в поезд.
С тех пор уфимец, во-первых, совершил десятка полтора вояжей в Москву и, во-вторых, ни разу принципиально не тратился на еду. Первое объясняется отнюдь не только любовью к столице, а второе - отнюдь не бедностью. Причем не было ни одного дня, чтобы гость столицы остался голодным! Охота за московской «халявой» превратилась для Володи в настоящее хобби, своего рода спорт.
В своей «деятельности» он руководствуется своеобразным джентльменским кодексом. Во время всевозможных раздач никогда ничего не выпрашивает, не лезет «в драку», не жульничает и не выдает себя за кого-либо другого. Исключением является посещение многочисленных презентаций тайм-шерных фирм. (Для тех, кто не знает: эти фирмы продают гостиничные номера и виллы по всему миру в собственность на 1, 2, 3 недели в году.) Эти фирмы известны обилием презентаций. Там Володя играет роль человека глуповатого и состоятельного. Иначе менеджеры, передающие клиента из рук в руки и вешающие ему лапшу на уши о прелестях тайм-шера, никогда не доведут до стола с шампанским и бутербродами. А вообще главным своим профессиональным качеством уфимец считает «незаметность». Действительно, внешность и манеры у него таковы, что абсолютно не выделяют его из толпы. Благодаря этому ему удается на любой бесплатной раздаче отметиться по нескольку раз. Во время последней поездки в Москву он столкнулся с группой ряженых юношей и девушек, угощавших всех желающих шоколадками «Киткэт». Пока процессия двигалась по Тверской, Володя умудрился подойти к ним 9 раз, и каждый раз успешно.
Вообще у Володи давно уже сформировался «беспроигрышный» маршрут движения по Москве, на протяжении которого он регулярно натыкается на «халяву». Правда, свое «ноу-хау» наш герой раскрывать не стал (конкурентов, что ли, опасается?).
Помимо продуктов питания, Володе перепадает «за так» и масса других вещей. Из них в своей уфимской квартире он сделал своеобразный музей, выделив большую полку шкафа. Чего там только нет: буклеты и пакеты, мыло и шариковые ручки, брелоки, календари… Правда, Володя признается, что, когда жизнь заставляет, он снимает вещи с «музейной» полки и использует их в быту.
(Докучаев Д. // Известия. 1996. 4 дек.)
Упражнение 163 (повторительное). Выделите варваризмы и неологизмы. Дайте стилистическую оценку их употреблению в газетной статье.
1. У американских девушек есть традиция: перед замужеством они предпочитают прощаться со своей вольной жизнью на концертах мужского эротического шоу «Чиппендейлз». 2. Актеры появляются на сцене то в военной форме, то в водевильных костюмах, то в рок-н-рольной одежде, то в трусах. 3. Работа считается престижной и хорошо оплачиваемой: каждый «чип» получает более 100 тысяч долларов в год («МК»). 4. «Имиджмейкер» Вольфович делает рекламу американскому изданию «МК». В юбилейном номере нашей нью-йоркской газеты «В новом свете» мы напечатали статью А. Хинштейна… Нам приятно, что г-н Жириновский оперативно отреагировал на нашу заокеанскую публикацию и разослал по СМИ свой очередной листок «про родовую бездарность штейнов, про пристрастие «хинштейнов, бронштейнов» к шпиономании. 5. Ельцину не стоит заниматься пабликрелейшн самому себе. 6. Кто довел страну до криминалитета? 7. Чем ближе дата официального вступления президента в должность, тем понятнее становится, что «инаугурирование» - процесс сложный, инаугурация - это не игра («МК»). 8. Такие, как господин ‹…›, давали клятву, что никогда и нигде не будут ничего читать, кроме материалов областных партконференций. Ну ладно, партийный функционер, но ведь Асахару приглашали к себе ректоры МВТУ - это очень хорошо, но нужен ли он студентам, никогда и нигде не снимающим наушники? И не читающим других книг, кроме текстов «АУМ»? Зачем зомби компьютер? В результате этих благотворительных акций большое число московских студентов ушли в секту. Старики Асахару не интересовали («Аргументы и факты»). 9. Как аумкнется - так и откликнется (там же). 10. Многомиллионная телеаудитория, то есть потенциальный электорат, могла лицезреть в контрастном стыке старого и больного президента и молодого, полного сил генерала. 11. Кремленологи считают, что телевизионный спектакль «был навязан Ельцину теми, кто опасался, что в противном случае народ усомнится, как это бывало не раз в прошлом, в аутентичности президентского указа. 12. Военный бэкграунд и темперамент Лебедя мешают ему в нахождении союзников, ибо он привык командовать, а не руководить коллективно, консенсусом. (Известия. 1996. 22 окт.)
Упражнение 164 (повторительное). Выделите эмоционально-экспрессивную лексику и фразеологию и дайте стилистическую оценку их употреблению в газете (статья приводится в сокращении).