Вопрос 1. Понятие, структура и типы политических систем общества
Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х гг. XX в. и отражал нарастающее понимание системного характера политики. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.
Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.
Политическая система общества представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Категория “политическая система” отражает политическую деятельность, является научной и подчеркивает системный характер политической жизни общества.
Государство является необходимым компонентом политической сферы жизнедеятельности общества. Политика одна из сфер человеческой деятельности, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.
Политическая система это совокупность политических институтов, норм и отношений в рамках и посредством которых реализуется политическая власть.
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.
Это:
Институциональная – государство, партии, группы давления, средства массовой информации, церковь и т.д.
Нормативная – политические, правовые моральные нормы, обычаи, традиции, символы
Идеологическая – система ценностей, религия, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления)
Коммуникативная – формы воздействия власти, общества и индивида (пресс-конференция, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д.)
Функциональная – средства и способы реализации власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.)
Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.
Институциональный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политической системе, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество.
Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.
К нормативному элементу относятся:
- Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий).
- Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации", «Политических партиях).
- Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом).
Идеологическая подсистема Она включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.
Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы.
К ней относятся:
- Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, ходы, шествия, пикеты и др.);
- Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);
- Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).
Коммуникативная подсистема представлена всеми формами политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.
Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.
Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований).
1. Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой.
По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем.
Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
2. Распространена классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические.
Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.
Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
3. Современный французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления.
Он выделяет пять их основных разновидностей:
1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
3) традиционные политические системы, опирающиеся на -олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;
5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
4. В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т. е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.
5. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, различавшего их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
1. Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.
2. Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.
3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.
4. Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.
Существуют и другие классификации (типологии) политических систем, но они менее известны.
Вывод: Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.