Терминологический словарь. Автостереотипы-представления этноса о самом себе
Автостереотипы-представления этноса о самом себе.
Гетеростереотипы -представления этноса о других народах.
Этнические стереотипы – являются важным элементом этнического сознания. Этнические стереотипы - это приписывание каких-либо черт народу. Они могут носить ложный, идеологический характер. Могут быть опасным инструментом насаждение враждебности между народами. Типичными приписываниями являются, например, «русская лень» или «кавказская воинственность». Нельзя такими чертами наделять весь народ.
Этнические стереотипы формируются в процессе социализации. Огромную роль в этом процессе играет семья, ближайшее окружение, школа.
Представления о народе формируются любой государственной идеологией.
Космополитизм – (от греч. – гражданин мира), в современных условиях идеология, проповедующая безразличное отношение к родине, к своему народу, его национальной культуре, отказ от борьбы за национальный суверенитет во имя создания некоего «мирового государства», установления «мирового гражданства».
Этническая идентичность (самосознание) – осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности к этой, а не к какой – либо другой общности. Этническая идентичность заключается в том, что человек сознаёт себя русским, японцем, испанцем, казахом и т.д. Он осознаёт свою генетическую связь с другими представителями «своей» национальной общности. Этническая идентичность индивида базируется на его представлении о своём происхождении. Он чувствует себя принадлежащим к конкретной этнической группе потому, что считает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежащих к этой этнической группе.
Этническая идентичность – один из важнейших признаков этноса.
Существуют разные подходы к пониманию этнической идентичности Согласно примордиализму, этническая идентичность – субъективный фактор, отражающий объективную реальность. Практически в таком понимании она рассматривается сейчас учёными.
Существует конструктивистское представление об этносе, согласно которому этнос, народ, национальность – конструируемая общность. В этом случае, этническая идентичность – это конструируемое воображение.
Итак, при одном подходе этническая идентичность – это отражение реальности, при другом – «конструкт», создаваемый элитой, средствами массовой информации, системой образования.
Этническую идентичность нельзя рассматривать как что–то чисто субъективное, всецело зависящее от разума и воли человека. Оно включает в себя в качестве необходимого компонента чувство этнической принадлежности. А чувства человека, как известно, формируются в значительной степени независимо, а иногда и совершенно независимо от его разума и рассудка. Сознание и чувство этнической принадлежности формируются под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существуют уже независимо от его сознания и воли.
Важным моментом процесса формирования и функционирования этнического сознания, по мнению некоторых исследователей являются природные особенности обитания этноса. Именно последние нашли своё отражение в самых разных жанрах устного народного творчества.
Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе, этнического большинства или меньшинства принадлежит человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнического меньшинства. Порой в детстве представители меньшинств предпочитают не свою группу, а группу этнического большинства. В этом случае формируется ложное самосознание.
Если человек навсегда попадает в чужую этническую среду, он вынужден, чтобы выжить в новых условиях, овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Постепенно он впитывает чужую культуру, забывая одновременно родную. Завершением этого процесса может быть изменение этнической идентичности. Как правило, полное вхождение в иную культуру происходит приблизительно в третьем поколении. Называется данный процесс этнической ассимиляцией.
Этническая идентичность – это явление структурного порядка. Ю.В.Бромлей ввёл в научный оборот узкое и широкое понимание этнической идентичности. В узком понимании – это осознание принадлежности к этнической общности, в широком – это ещё и представления людей о своей культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории.
Если говорить в обобщённой форме, то в структуру этнической идентичности входят: осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы», этнические интересы.
Важным элементом этнической идентичности являются этнические представления: автостереотипы и гетеростереотипы.
Образ «мы» - это автостереотипы (представления о характерных чертах своей этноса), а также представления о своём народе, его культуре, территории и т.д. Данные представления могут меняться.
Образ «мы» всегда эмоционально окрашен. «Мы» - это и чувства. Г.Триандис выделяет аллоцентрический тип личности как более нуждающийся в групповой поддержке и идеоцентрический как менее нуждающийся в такой поддержке.
Таким образом, в самосознании присутствуют не только когнитивный (познавательный), но и эмоциональный компоненты.
Этнические интересы включают в себя и важный регулятивный или поведенческий компонент. Он объясняет, почему «руководит» поведением людей.
Этническая идентичность формируется в процессе социализации. Важнейшие институты социализации – это семья, ближайшее окружение, образовательные институты. Существует точка зрения о важной роли идеологии, государственной идеологии в формировании этнической идентичности.
С этой точки зрения выделяют два уровня этнической идентичности – идеологический и социально-психологический.
Типы этнической идентичности.В зарубежной науке и отечественной науке представленыразличные типологии.Исходя из российских реалий наиболее приемлемой можно считать теоретическую разработку, основанную на изучении эмпирического материала по этническим группам, находившимся в спокойных ситуациях межэтнического взаимодействия и в обстановке разного уровня напряжений и конфликтов, собранного и изученного на основе операциональных, эмпирически проверенных критериев российскими учёными в 1990-ые годы.
1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. Г.У.Солдатова называет этот тип «позитивной этнической идентичностью».
При нормальной идентичности люди могут испытывать разную потребность в ассоциированности с этнической группой и уровень консолидированности - всё это зависит от типа личности и от ситуации. «Отклонения от нормы» могут идти и в направлении её угасания или даже отрицания.
2. Этноцентричная идентичность, понимаемая не в том смысле, что точкой отчёта для восприятия культуры является собственная, а в плане акцентированности на значимость этничности, ориентированности на неё, её безусловного некритического предпочтения. При такой идентичности присутствуют элементы направленного (на ту или иную культуру или вид контактов), но не агрессивного этноизоляционизма, замкнутости.
В некоторых культурах элементы замкнутости программируются традиционными нормами, часто связанными с соблюдением религиозных правил, например брачная эндогамия, и не сопровождаются изоляционизмом в целом.
В эмоциональной сфере при этноцентрической идентичности присутствуют элементы страха, беспокойства, напряжённости. В когнитивной сфре разделяются лозунги типа: «Всё для нации, и ничего против нации».
Этноцентризм в каких-то вариантах граничит с этноэгоизмом или этноизоляционизмом, переходя в них в своей крайней форме.
3. Этнодоминирующая идентичность фиксирует такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, мать, муж, представитель профессии и др.) но и достижение целей, интересов народа (возможно и ложно понимаемых) начинает восприниматься как безусловно дом инирующая ценность («мы все только клетки одного великого организма по имени нация», «кто не снами, тот против нас»).
Такая идентичность обычно сопровождается признанием прав народа выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа (часто иррационально объясняемом «особой миссией» в истории), дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», осознанным стремлением не смешиваться с другими национальностями (эсклюзивизм). Данный тип идентичности близок к бытовому представлению о «националисте» (термин, который иногда в таком значении употребляется и в политической лексике.
4. Этнический фанатизм – идентичность, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип представляет собой крайнюю форму идентичности.
5. Этническая индифферентность, когда люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов; они свободны от норм и традиций и на их жизненные поступки, на поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этничность других.
6. Этнонигилизм в форме космополитизма, представляющий собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей; декларирование свободы от всего, связанного с этническим феноменом; иногда даже квалифицирование его как вредного; демонстрация себя как «человека мира».
Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности или даже нигилизма является этноущемлённая идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием её неравноценности другим. Отсюда – избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.
7. Амбивалентная, невыраженная, а иногда «сдвоенная» или даже «строенная» идентичность. Это тип идентичности достаточно распространён в этнически смешанной среде.
Трудно бывает детям из смешанных семей определить свой тип идентичности.
Этническая психология (этнопсихология) – от греч. «ethnos» - народ, «psyche» - душа, «logos» -учение -научное направление.В научном мире не существует единого мнения по поводу того, что изучает этнопсихология. Сам термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке. Этнопсихология представляет собой междисциплинарную область знаний. Представители социальной психологии считают, что главная задача этнопсихологии – исследовать как под влиянием тех или иных исторически сложившихся условий формируются, закрепляются, передаются последующим поколениям традиции, обычаи, привычки, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации и установки, морально-психологические и волевые черты и особенности.
Что такое этнос? Этнос – (греч. «народ») – в широком смысле слова – общность людей, группа, племя. Что объединяет людей в народ? В качестве условий называют единство языка, происхождения, места проживания, культуры. Но существует ещё одна особенность, характеризующая этнос – это конкретный психический склад. Самой важной психической особенностью человека, выделяющей его из мира животных, является сознание. Это высшая форма психики. История культуры – это история изменения человеческого сознания. Именно сознание есть «опознавательный знак» человека.
Люди, принадлежащие к разным этносам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями. Национальный темперамент проявляется даже в жестах.
Различие этносов есть различие культур. Культура же есть универсальный механизм адаптации общества к природной и социальной среде своего существования. Этническая психология представляет собой один из частных механизмов адаптации общественного человека и этноса в целом к своей среде.
Возникновение этнической психологии уходит в античность. Уже в Древней Индии, Китае, Греции появляются попытки описать не только характер отдельного человека, его психологические особенности, но и психологические особенности целого народа. Начало анализу теоретических и методологических проблем национальной психологии было положено в 1860 г. немецкими учёными Х.Штейнталем и М.Лацарусом.
Этнические особенности теснейшим образом связаны с вмещающей их географической средой.
Зависимость психических процессов была замечена русским философом Н.Бердяевым.
Структурными составляющими этнической психологии являются национальный характер и национальные чувства.
Попытка анализа характера того или иного народа была предпринята уже в Древней Греции – Ксенофонтом.
Специфика национального характера того или иного народа заключается не в каких-то неповторимых характериологических чертах, а скорее в неповторимом их сочетании.
Национальное чувство – одна из самых сложных форм социальных чувств – это переживание отношений, это особая генетическая форма познания, эмоционально отражающая национальную действительность, из которой возникает национальное самосознание.
Наиболее развитым среди национальных чувств является национальная гордость.
Компонентами этнопсихологии также являютсяэтнические установки и межэтнические установки.
Этнические установки – это установки, которые имеют место тогда, когда человек, действуя в любой сфере, - профессиональной, политической, культуры и др. – осознаёт, оценивает и поступает как личность, включённая в этническую группу.
Межэтнические установки - это установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде.
Из общей связи всех компонентов этнической психологии нельзя вырывать хотя бы один или возводить его в абсолют. Структура психологии той или иной этнической общности состоит из национального характера, рационального чувства, национального самосознания, национального вкуса, национальных предрассудков, потребностей, традиций и обычаев и др.
Все структурные элементы этнической психологии всегда находятся в динамическом движении и тесно переплетены между собой. Они должны рассматриваться не только в плане их «пространственного» расположения, но и в диалектической связи, в историческом развитии.
Контрольные вопросы по теме
1. Что означает понятие «этническая идентичность»?
2. Какой характер оно носит (объективный или субъективный) и почему?
3. Почему этническая идентичность может «руководить» поведением людей?
4. Какие институты влияют на формирование этнической идентичности личности?
Проблемный вопрос
1 Согласны ли вы с нижеприведённым утверждением С.Хантингтона: «…В Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые могут превратиться в бедных, а бедняки - в богачей. Но русские при этом никогда не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы – армянами». Ответ обоснуйте.
2 Как вы считаете, связана ли позиция космополита с гуманизмом?
Литература
1 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., «Аспект Пресс», 1998. Гл. 2.
2 Кравченко В.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. М., «Юнити – Дана», 2001.
3 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., «Академия», 2001.
4 Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI века. - ПОЛИС, 2004. - №1.
Тема 3
«Этническое и национальное измерение культуры»
«Вершина развития – воплощает как раз торжество насыщенного разнообразием единства, основанного на той или иной общей внутренней идее». К.Леонтьев
1 Этническая культура, её основные черты.
2 Этнические стереотипы. Автостереотипы, гетеростереотипы.
3 Символ и миф как составляющие этнической культуры.
4 Этноцентризм и ксенофобия.
5 Традиционная культура, её основные черты.
6 Модернизация традиционных культур.
7 Национальная культура, её основные черты.
8 Язык как символ народа и его культуры. Языковая классификация.
9 Формы межкультурного взаимодействия (ассимиляция, аккультурация, кооперация, культурный изоляционизм).
10 С. Хантингтон о различиях в культуре как о будущем разломе цивилизаций.