Уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель
Уголовная ответственность в сфере землепользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых установлена его вина, т.е. умысел или неосторожность. Уголовная ответственность в данной сфере применяется только судом и после предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определённом в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь.
Единственным основанием назначения уголовного наказания за земельное правонарушение является приговор суда. Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере землепользования (арест, ограничение свободы, лишение свободы, штраф, значительно превышающий размер, установленный при административных взысканиях, и т.д.) по сравнению с иными видами ответственности.
Таким образом, уголовная ответственность в сфере землепользования наступает за совершение предусмотренных уголовным законодательством преступлений, которые обладают наивысшей общественной опасностью, и применяется только по приговору суда.
Для применения уголовной ответственности в области земельных отношений большое значение имеют особенности причинённого вреда. Во-первых, в отличие от гражданских правоотношений, где взыскание вреда возможно лишь в той степени, в какой он поддаётся денежной оценке, в уголовных правоотношениях степень причинённого вреда может оцениваться не только в денежном выражении, но и с точки зрения значительности происшедших или возможных последствий для земельных ресурсов. Во-вторых, в уголовных правоотношениях принимается во внимание не любой вред, наносимый земле в результате антропогенной деятельности, а вред противоправный, следствием которого являются нарушения природоохранительного законодательства. Правомерный вред, причиняемый окружающей среде в результате лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от гражданских правоотношений, не влечёт уголовной ответственности. В-третьих, если в гражданском правоотношении причинно-необходимая связь между противоправным поведением и наступившим вредом в ряде случаев может принимать более общие формы, то в уголовном правоотношении степень причинно-необходимой связи должна быть более конкретна. Прежде всего, данное требование обусловлено индивидуализацией уголовной ответственности, принципом виновности в совершении преступления. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения представляющих собой общественную опасность действий, посягающих на установленный земельный правопорядок.
Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Преступлением против экологической безопасности и природной среды, как отмечается в преамбуле главы 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь, признаются совершённые умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесённым к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности. По мнению В. В. Петрова, экологическое преступление – это виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека [Петров, В. В. Экологическое право России / В. В. Петров. – М., 1995. – С. 288].
Преступления, посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земель, обозначены в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой определяется уголовная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иные незаконные повреждения земель (порча земель), совершённые в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения (штраф или арест на срок до трёх месяцев или ограничение свободы на срок до двух лет).
Порча земель, совершённая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлёкшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины), наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 270 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение торфяников в результате неосторожного обращения с огнём или другими источниками повышенной опасности (штраф или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трёх лет, или лишение свободы на тот же срок).
Кроме того, в Уголовном кодексе (статья 386) закрепляется такой вид преступления, как самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления (прежде всего в части их распределения и перераспределения). При этом уголовная ответственность наступает при условии административной преюдиции (если деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение).
Но это не самые значительные преступления в области земельных отношений. Значительный ущерб приносится окружающей природной среде в результате бесхозяйственного использования земель, особенно сельскохозяйственных.