Тема 31. Транспортные обязательства

Лекция – 4 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

План

1. Понятие и правовое регулирование транспортных обязательств.

2. Обязательства по перевозке грузов.

3. Договоры перевозки грузов различными видами транспорта.

4. Ответственность в обязательствах по перевозке.

5. Договор перевозки пассажира и багажа.

6. Договор транспортной экспедиции.

Задачи для практического занятия

Задача № 1

ЗАО купило бензин у завода и продало его ООО. На станции назначения при приемке ООО обнаружило недолив.

Нужно ли составить акт о недоливе и почему? Кто его подписывает? Необходимо ли участие представителей ж/д? Если нет представителя ЗАО, кто подписывает тогда? В какой срок ООО обязано предъявить претензию по недоливу? В договоре между ООО и ЗАО срока нет.

Задача № 2

Из Одесского порта на пароходе «Мурманск» в иностранные порты было отправлено 8 тыс. тонн пшеницы. При разгрузке судна в одном из портов назначения было установлено, что часть пшеницы, находящейся в трюмах, оказалась подмоченной, а поэтому испорченной. Пароходство, не оспаривая факта порчи пшеницы, сослалось на то, что порча груза произошла по обстоятельствам, которые исключают ответственность морского перевозчика: судно во время загрузки у причала порта село на мель, а это, по мнению пароходства, является навигационной ошибкой в судовождении и управлении судном, т.е. обстоятельством, освобождающим от имущественной ответственности. Морская арбитражная комиссия согласилась с этим и освободила пароходство от ответственности. Грузоотправитель обратился с жалобой в Верховный Суд РФ.

Решите спор.

Задача № 3

Акционерное общество «Трансавто» заключило в 2001 г. договор с предприятием «Смена» на перевозку грузов автотранспортом из г. Ярославль в районные центры области. «Трансавто» перевозил грузы в 2002-2003 гг. Стоимость перевозки, исходя из цен 2001 г., была определена в размере 50 тыс. руб.

Поскольку в 2003 г. из-за значительной инфляции стоимость перевозок резко возросла, АО, ссылаясь на ст. 451 ГК РФ, обратилось к предприятию с просьбой пересмотреть договорную цену, увеличив ее до 100 тыс. руб.

«Смена» перечислила перевозчику 5 тыс. руб., но пересматривать условия договора о цене не стала.

«Трансавто» предъявило в арбитражный суд иск к «Смене» о понуждении ответчика изменить договорную цену на перевозки, повысив ее до 100 тыс. руб., а при его несогласии расторгнуть договор, взыскать с ответчика 100 тыс. руб. недоплаты и 30 тыс. руб. убытков, понесенных им ввиду неоплаты в срок услуг.

Решите спор.

Задача № 4

Новороссийский аэропорт принял 15 июня к перевозке от плодоовощного хозяйства 12 т фруктов для доставки в г. Саратов. Перевозочные документы на отправляемый груз были выписаны без указания в них сроков перевозки груза. В пути следования груз перегружался в Воронежском и Ростовском аэропортах на другие самолеты. В аэропорт назначения груз был доставлен в сроки, предусмотренные расписанием движения воздушных судов. Однако при выдаче груза получателю было установлено, что в процессе перевозки утрачено 600 кг винограда (шесть ящиков) и 200 кг груш (десять ящиков). Кроме того, доставленный виноград утратил свой товарный вид, в результате чего торговая сеть приняла его для продажи со скидкой 35% от первоначальной стоимости. Перевозчику была предъявлена претензия о взыскании стоимости утраченного груза (шестнадцати ящиков), возвращении провозной платы и возмещении ущерба, вызванного порчей груза. Претензия была удовлетворена лишь в части стоимости утраченного груза. Отказывая в удовлетворении остальной части претензионных требований, перевозчик указал, что возвращение провозной платы за утраченный груз не предусматривается транспортным законодательством. Что касается возмещения ущерба, вызванного порчей груза, то перевозчик мотивировал отклонение претензии в этой части тем, что груз был доставлен в аэропорт назначения в сроки, предусмотренные расписанием движения воздушных судов.

Решите спор.

Задача № 5

По итогам работы за квартал грузоотправитель – элеватор обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 105 Транспортного устава железных дорог РФ, за невыполнение принятых ею заявок на перевозку груза (зерна пшеницы). В исковом заявлении требования истца обосновывались тем, что подача вагонов в течение квартала осуществлялась на основе декадных заявок грузоотправителя, принимаемых железной дорогой. Нарушения обязательств по подаче вагонов под погрузку были допущены железной дорогой в третьей декаде первого месяца и в первой декаде третьего месяца.

В первом случае железной дорогой не были поданы 30 вагонов, предусмотренные декадной заявкой, и впоследствии вопрос о восполнении количества не поданных вагонов сторонами не рассматривался. Недогруз составил 1,5 тыс. т зерна. Во втором случае железной дорогой против согласованных объемов не подано 20 вагонов, что привело к недогрузу в размере 1 т. Исходя из установленного законом минимального размера оплаты труда (600 руб.) общая сумма штрафа согласно расчету истца составила 1,8 млн. руб.

Литература:

[1, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 39, 110, 137, 156, 165, 174, 193, 212, 216, 219, 287]

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение обязательства перевозки и назовите его особенности.

2. В чем заключается специфика правового регулирования транспортных обязательств?

3. Назовите встречные действия сторон обязательства перевозки до заключения договора перевозки груза.

4. Дайте определение договора перевозки грузов и назовите его элементы.

5. Какие виды договора перевозки груза вы знаете?

6. Назовите условия ответственности в обязательствах по перевозке?

7. Раскройте вопрос об имущественной ответственности в обязательствах по перевозке.

8. Назовите сроки предъявления претензий и исков по перевозкам пассажира и багажа.

9. Назовите права и обязанности пассажира.

10. Дайте определение договора транспортной экспедиции и назовите его элементы.

Наши рекомендации