Тема №21. «Транспортные обязательства»
Практическое занятие - 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1.Обязательства из договоров об организации перевозок грузов
2. Понятие и основания возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке
3. Исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке
4. Ответственность за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке
5. Понятие договора перевозки груза
6. Форма договора перевозки груза
7. Исполнение перевозчиком обязательств
8. Ответственность перевозчика
Задачи
Задача 1.Во исполнение обязательств по договору чартера судовладелец подал фрахтователю под погрузку морское судно.
По условиям чартера фрахтователь своими силами должен был обеспечить погрузку на борт судна 10 тыс. кип хлопка общей стоимостью 5 млн долларов США.
В процессе осуществления погрузки кип хлопка в трюмы судна на его борту проводились работы по приведению судна в мореходное состояние, в частности ремонтировались люки трюмов, зафрахтованных для перевозки хлопка.
Во время сварочных работ от попадания искры на судне возник пожар, в результате которого сгорела половина всей находящейся на борту партии хлопка.
В качестве грузовладельца фрахтователь предъявил иск к судовладельцу о возмещении убытков, причиненных утратой груза, в размере 2,5 млн долларов США, составляющих стоимость сгоревших кип хлопка.
Судовладелец возражал против исковых требований, ссылаясь на техническую исправность судна, которая подтверждалась свидетельством о годности к плаванию, выданным соответствующим органом технического надзора. Требовалось проведение лишь некоторых работ для приведения грузовых помещений судна в состояние, обеспечивающее сохранность хлопка при его перевозке. Приведение судна в надлежащее мореходное состояние должно было завершиться к началу рейса, что не противоречит законодательству, не предусматривающему абсолютное мореходное состояние судна к моменту подачи его под погрузку. Кроме того, перевозчик своими силами не имел возможности осуществить работы по ремонту люков трюмов в целях обеспечения их герметичности. Указанные работы, послужившие причиной пожара, осуществлялись третьей организацией, нанятой перевозчиком — ЗАО «Судоремонт», которая и должна нести ответственность за причинение вреда имуществу фрахтователя.
Задача 2.Пассажир, купивший билет на поезд Москва—Хабаровск, одновременно сдал свой багаж для доставки его в Хабаровск, что было удостоверено багажной квитанцией.
Приехав на станцию назначения, пассажир предъявил свою багажную квитанцию в багажное отделение станции, где ему сообщили, что багаж был похищен во время перевозки неизвестными лицами.
Пассажир предъявил иск к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного в результате утраты его багажа. Сумма ущерба включала:
1) 150 тыс. руб. - стоимость вещей в составе багажа;
2) 600 тыс. руб. — сумма неполученной премии, которую пассажир мог бы заработать, если бы на конкурсе, объявленном администрацией г. Хабаровска, победил его архитектурный проект, находившейся в составе утраченного багажа;
3) 600 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.
Перевозчик возражал против требований пассажира, ссылаясь на то, что утрата его багажа имела место не по вине железной дороги, а в силу неправомерных действий неустановленных третьих лиц. Кроме того, в соответствии со ст. 796 ГК РФ ответственность перевозчика ограничена действительной стоимостью утраченного багажа.
Задача 3.Отправляясь в служебную командировку, Степанов приобрел авиационный билет на рейс авиакомпании «Северные авиалинии» на 19 января по маршруту Мурманск - Москва.
Непосредственно перед посадкой пассажиров в самолет в аэропорту Мурманска представители авиакомпании объявили, что рейс задерживается на неопределенный срок по причине неблагоприятных метеорологических условий. Вылет самолета был задержан на трое суток.
Степанов обратился к руководству авиакомпании с требованием разъяснить ему причины задержки вылета рейса и возместить причиненный задержкой ущерб, поскольку он не смог присутствовать на важных деловых переговорах в Москве.
Сотрудник авиакомпании объяснил Степанову, что вылет рейса был задержан не по причине неблагоприятных метеорологических условий, как ранее было объявлено пассажирам, а в результате того, что у технических служб аэропорта Мурманска отсутствовали механизмы для расчистки взлетно-посадочной полосы от снега. Следовательно, ответственность за задержку вылета рейса должна нести не авиакомпания, а администрация аэропорта вылета, у которой следует требовать возмещения убытков.
По совету адвоката Степанов направил авиакомпании претензию.
Не получив ответа в установленный срок, Степанов обратился в суд с требованием к авиакомпании о возмещении ущерба, причиненного задержкой вылета рейса на трое суток
Задача 4.Возвращаясь из отпуска, супруги Яковлевы приобрели билеты на рейс № 1277 авиакомпании «Южные авиалинии» по маршруту Краснодар — Москва.
В день вылета рейс был задержан, впоследствии неоднократно откладывался, а в результате состоялся лишь через четыре дня.
По причине задержки вылета рейса супругам Яковлевым были причинены значительные неудобства, в связи с чем они обратились с письменным заявлением к руководству авиакомпании, требуя возмещения причиненного им морального ущерба.
Юрист авиакомпании устно разъяснил им, что Воздушный кодекс РФ, которым должны руководствоваться авиационные перевозчики и пассажиры при заключении и исполнении договора воздушной перевозки пассажиров и багажа, а также при наступлении ответственности в случае неисполнения договора, не предусматривает возможность компенсации пассажирам морального вреда.
Супруги Яковлевы обратились в суд с иском к авиакомпании «Южные авиалинии» о возмещении морального вреда, причиненного по причине задержки вылета рейса на значительный срок.
Задача 5.Пассажирка Семенова, намеревавшаяся вылететь рейсом авиакомпании «Восток-авиа» из Красноярска в Санкт-Петербург, за три дня до вылета обратилась в представительство авиакомпании в аэропорту Красноярска и сообщила, что потеряла авиационный билет на рейс. При этом она попросила оформить ей новый билет взамен утраченного.
В ответ на просьбу Семеновой представитель авиакомпании «Восток-авиа» разъяснила, что в соответствии с практикой, принятой в авиакомпании, утраченные авиационные билеты не возобновляются, их дубликаты перевозчиком не выдаются.
По совету адвоката Семенова обратилась к руководству авиакомпании с требованием оформить ей новый авиационный билет на рейс Красноярск — Санкт-Петербург взамен утраченного.
Задача 6.Пассажир Стрельцов, прибыв в аэропорт г. Оренбурга, обратился в кассу авиакомпании «Урал-авиа» за полтора часа до вылета рейса № 875 Оренбург-Москва, заявил об отказе от полета и просил вернуть ему стоимость авиабилета, который он сдает. Кассир авиакомпании, приняв заявление Стрельцова об отказе от полета, вернула ему сумму с удержанием 25% стоимости авиабилета. Стрельцов потребовал объяснений, на каком основании ему не возвращается стоимость авиабилета в полном размере. Прибывшая по просьбе кассира менеджер авиакомпании Егорова разъяснила пассажиру, что авиакомпания имеет право удержать с него 25% стоимости авиабилета, если он отказывается от перевозки менее чем за 24 часа до начала перевозки. Стрельцов заявил, что о таких правах, предоставленных авиационному перевозчику, ему ничего не известно, и предъявил авиакомпании претензию с требованием возвратить ему стоимость неиспользованного билета полностью.
Авиакомпания «Урал-авиа», рассмотрев претензию Стрельцова, отказалась удовлетворить его требования, подчеркнув, что действия авиакомпании в данном случае являются правомерными и соответствуют нормам действующего гражданского и воздушного законодательства Российской Федерации. Стрельцов, получив отказ в удовлетворении своей претензии, обратился в суд с иском к авиакомпании, требуя выплаты стоимости неиспользованного авиабилета в полном размере.
Задания
Задание 1.Составьте перечень всех договоров, регулирующих отношения, связанные с перевозками грузов; определите их характерные признаки, состав участников и сферу применения каждого из этих договоров.
Задание 2.Выпишите из всех транспортных уставов и кодексов нормы, определяющие договоры об организации перевозок, и проведите их сравнительный анализ с соответствующими положениями ГКРФ.
Задание 3. Определите основные обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и правовые последствия их нарушения.
Задание 4.Разработайте схему, на которой покажите правовое положение экспедитора по договору транспортной экспедиции в отношениях как с клиентом, так и с транспортными организациями.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие договорам об организации перевозок грузов.
2. Перечислите договоры об эксплуатации подъездных путей и о подаче и уборке вагонов.
3. Перечислите основания возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке
4. Расскажите порядок исполнения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке.
5. Какая может наступить ответственность за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке?
6. Дайте понятие договора перевозки груза.
7. Какова форма договора перевозки груза?
8. Укажите порядок исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза.
9. Укажите условия исполнения перевозчиком обязательств по выдаче груза.
10. Какой порядок исполнения грузоотправителем обязанности по оплате перевозки груза?
11. Какая существует ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза?
12. Какая существует ответственность перевозчика за просрочку доставки груза?
13. Какая существует ответственность перевозчика за несохранность груза?
14. Какими могут быть возможные претензии и иски к перевозчику из договора перевозки груза?
15. Какая может наступить ответственность грузоотправителя и грузополучателя за нарушение обязательств из договора перевозки груза?