Вопрос: классификация правовых норм

Многообразие общественных отношений, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации:

I. По юридической силе - в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на 1) законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой; 2) подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

II. По субъекту правотворчества: различают нормы, исходящие 1) от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент); 2) непосредственно от населения конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населения всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

III. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на: 1) учредительные (нормы-принципы), 2) регулятивные (нормы-правила поведения), 3) охранительные (нормы–стражи порядка), 4) обеспечительные (нормы-гарантии), 5) декларативные (нормы–объявления), 6) дефинитивные (нормы-определения), 7) коллизионные (нормы-арбитры), 8) оперативные (нормы-инструменты).

1. Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

Например: норма, закрепленная в ст.2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

2. Регулятивные нормы направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

а) управомочивающие – предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий;

б) обязывающие – содержащие обязанность совершения определенных положительных действий;

в) запрещающие – устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения.

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

3. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

4. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.

5. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч.2 ст 1 Конституции РФ говорится «наименование Российская Федерация и Россия равнозначны».

6. Дефинитивные нормы формулируют определение тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

7. Коллизионные нормы призваны устранить возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п.5 ст. 3 ГК РФ гласит: « В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

8. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу. Прекращения его действия и т.п.

IV. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на:

1) материальные являются правилами поведения субъектов, отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?»;

2) процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил, отвечают на вопрос «как регулируют?».

V. По методу правового регулированиявыделяются

А) императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

1. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

2. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

3. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Б) По этому же основанию нормы можно разграничить на 1) позитивные, 2) поощрительные и 3) наказательные.

2. Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

VI. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

1. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

2. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др.

3. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

VII. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.По этому признаку нормы права подразделяются на 1) абсолютно определенные, 2) относительно определенные, 3) альтернативные.

1) Абсолютно-определенные это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизации предписания, предусмотренного нормой права, не допускается.

2) Относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств.

3) Альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю.

VIII.Нормы права классифицируются по времени 1) постоянные, 2) временные.

IX. По кругу лиц 1) распространяются на всех, кто подпадает под их действие, 2) на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.

Вопрос: Структура правовой нормы. Общая характеристика гипотезы, диспозиции, санкции. Виды гипотезы, диспозиции санкции. Концепции двухзвенная и трехзвенная концепции строения правовых норм.

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

I. Гипотеза – часть нормы, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма.

Виды гипотез:

1) по форме выражения: а) абстрактные – использована обобщающая формулировка; б) казуистические – конкретно перечислены обстоятельства действия нормы.

2) по строению,в зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме: а) простые – содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы;

б) сложные – содержат два и более обязательных обстоятельств;

в) альтернативной содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы.

Наши рекомендации