Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве

Административное право выполняет различные функ­ции в установлении и реализации дисциплинарной ответ­ственности. Так, оно определяет круг субъектов и полно­мочия органов управления или должностных лиц в осуще­ствлении дисциплинарной власти.

Применительно к установлению дисциплинарной от­ветственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисципли­нарной ответственности, ее меры и порядок их применения.

В отношении большинства работников дисциплинар­ная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарная ответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др.

Это объясняется необходимостью наряду с общими на­чалами учитывать особые требования дисциплины в отно­шении определенных категорий лиц и установления спе­цифики их дисциплинарной ответственности.

В общем, дисциплинарная ответственность характеризу­етсятем, что:

а) ее основанием является дисциплинарный проступок;

б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;

в) она налагается в порядке подчиненности уполномо­ченными органами или должностными лицами;

г) пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лиц определяются правом.

Дисциплинарный проступокобразует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности по нормам уголовного права.

По нормам трудового правапод нарушением дисципли­ны понимается неисполнение или ненадлежащее исполне­ние работником своих трудовых обязанностей, возложен­ных на него трудовым договором или правилами трудового распорядка.

Субъектамитаких проступков является основная масса работников, но не все. Обязанности определенных катего­рий государственных служащих, реализующих свои власт­ные полномочия вне рамок трудовых отношений, воен­нослужащих, определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, устава­ми и положениями.

Нередко основанием дисциплинарной ответственнос­типризнается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяется различным способом.

Основные виды дисциплинарных взысканий, кото­рые могут применяться за нарушение трудовой дисцип­лины, закреплены в ТК РФ, содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и дру­гие взыскания.

Дисциплинарные взыскания налагаютсяуполномочен­ными органами или должностными лицами на подчинен­ных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дис­циплинарной власти регламентируется административ­ным правом.

Установление и реализация мер материальной ответствен­ности не составляет специальную функцию административ­ного права. Это область гражданского и трудового права.

Тем не менее административное право, хотя и своеоб­разным образом, проявляет себя и в этой области. Преж­де всего с помощью его норм определяются полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке:

во-первых, при отказе работника от добровольного воз­мещения ущерба, причиненного предприятию, учрежде­нию, организации, он возмещается по распоряжению ад­министрации путем удержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка;

во-вторых, взыскание в административном порядке сумм, полученных в результате незаконного повышения цен на продукцию.

Законодательством предусматриваются также случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права.

Субъектамитакой ответственности признаются прежде всего военнослужащие и приравненные к ним лица. За причиненный вред, не связанный с выполнением обязан­ностей службы, такие лица несут материальную ответ­ственность на общих основаниях.

В соответствии с нормами административного права они несут материальную ответственность в случае причи­нения ими материального ущерба воинской части, учреж­дению, с которым военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним отношениях, при исполнении ими обязанностей службы.

Материальная ответственность военнослужащих за вред, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы, наступает в соответствии с Положением о материальной ответственности воен­нослужащих.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контракта­ми о службе.

При увольнении из органов внутренних дел, налоговой полиции по основаниям, установленным в нормативно-правовых актах (например, за грубое нарушение дисцип­лины, за совершение проступков, не совместимых со слу­жебным статусом, и др.), с сотрудника подлежит взыска­нию в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа.

Отдельным органам исполнительной власти или долж­ностным лицам предоставляется законодательное право применения санкций имущественного характера.

Так, главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:

а) уплатить штраф в доход местного бюджета;

б) возместить дополнительные расходы лечебных уч­реждений на оказание помощи больным, проведение ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий.

Ст. 40 Кодекса об административных правонарушени­ях Российской Федерации предоставляет органам управле­ния право одновременно с наложением административного взыскания решать вопрос о возмещении виновным имуще­ственного ущерба, причиненного в результате совершенно­го административного правонарушения. Взыскания разре­шено производить органам и при наличии условий, ука­занных в этой статье.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, почему понятие «административная от­ветственность» используется в административном праве наряду с понятием «административное принуждение» ?

2. Укажите отличия административной ответственно­сти от уголовной и материальной.

3. Можно ли одно и то же деяние рассматривать одновре­менно как административное и дисциплинарное правонару­шение, влекущее административную и дисциплинарную от­ветственность ? Приведите примеры.

4. Как вы считаете, есть ли различия в понятиях «уста­новление административной ответственности» и «примене­ние административной ответственности» ?

5. Какие из перечисленных далее оснований являются основаниями освобождения от административной ответ­ственности: крайняя необходимость, необходимая оборо­на, невменяемость, малозначительность или все указанные основания?

6. Что является основанием дисциплинарной ответствен­ности: дисциплинарный проступок, виновное поведение или халатность?

7. Сформулируйте основные критерии, характеризующие дисциплинарную ответственность. Сравните виды дисцип­линарных взысканий, налагаемых на студентов и военнослу­жащих. Как вы считаете, в чем причины различий между ними?

Задача № 1

27апреля 1999г. студент 3-го курса института Мищенко пришел на занятия в нетрезвом состоянии. На замечания сво­его однокурсника Лыкова по поводу его внешнего вида Мищен­ко ответил нецензурной бранью. А когда началась лекция, Ми­щенко перочинным ножом пытался вырезать на крышке стола свою фамилию. Затем прервал лектора, через всю аудиторию обратился к Лыкову с вопросом, зачем тот к нему (Мищенко) приставал. На замечания лектора Мищенко грубо ответил и в течение лекции прерывал занятия, отвлекая лектора вопроса­ми, не относящимися к предмету и теме лекции.

К каким видам ответственности можно привлечь Ми­щенко за совершенные им проступки ?

Задача № 2

Следователь ОВД Сидоров, расследуя у головное дело, отно­сился к работе безответственно: не доложив результатов след­ствия, уехал в отпуск. Через два месяца, учитывая, что ранее на Сидорова уже было наложено взыскание, начальник ОВД по­низил его в должности. Сидоров не согласился с приказом и об­жаловал его начальнику городского управления, который, озна­комившись с обстоятельствами дела, оставил приказ в силе.

Как вы считаете, правильно ли принято решение в первом и во втором случаях?

Правовая литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Гл. 2. Ст. 10-22, Гл. 3-14). М.: Проспект, 2000.

3. Кодекс законов о труде РФ (ст. 135). М.: Приор, 1999.

4. Таможенный кодекс РФ (гл. 39). М.: Приор, 1999.

5. Об ответственности предприятий, учреждений, организа­ций, объединений за правонарушения в области строитель­ства: Закон РФ от 17.12.92 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 58.

6. Положение о порядке наложения штрафов за правона­рушения в области строительства // САПП РФ. 1993. № 32. Ст. 3014.

7. Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3454.

8.0 пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.94. Глава 7 // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

9. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко,~й7Г. Салище-вой, М.С. Студеникиной. М.: Проспект, 1997.

Наши рекомендации