Трудовая дисциплина. Дисциплинарная и материальная ответственность

Важным институтом трудового права является трудовая дисциплина (дисциплина труда). Она выступает необходимым условием всякой общей работы.

Трудовая дисциплина — представляет собой совокупность норм и правил поведения работников в процессе коллективного труда.

Трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях и организациях обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд. По отношению к отдельным недобросовестным работникам применяются в необходимых случаях меры дисциплинарного и общественного воздействия.

Как правовая категория трудовая дисциплина выступает в четырех аспектах:

как один из принципов трудового права;

самостоятельный институт трудового права (объективное свойство);

элемент трудового правоотношения (субъективное свойство);

фактическое поведение.

Трудовая дисциплина в качестве принципа трудового права понимается как пронизывающее все нормы трудового права руководящее начало, связанное с исполнением обязанности соблюдать дисциплину труда.

Как институт трудового права трудовая дисциплина в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих внутренний трудовой распорядок организации, устанавливающих трудовые обязанности работников и работодателя, определяющих методы обеспечения трудовой дисциплины, меры поощрения за успехи в труде и ответственность за виновное невыполнение этих обязанностей.

Трудовая дисциплина как элемент трудового правоотношения (ее субъективное свойство) проявляется в установлении должного поведения конкретных работников в общем, коллективном труде, в индивидуализации (персонификации) их трудовых обязанностей в связи с заключенным трудовым договором (или вступлением в трудовое правоотношение по иным основаниям).

Трудовая дисциплина проявляется также как фактическое поведение сторон трудового правоотношения, т. е. уровень соблюдения всеми работниками на производстве дисциплины труда. Этот уровень может быть: высоким, когда все участники трудового процесса четко соблюдают дисциплину труда; средним, когда работники соблюдают дисциплину труда, но некоторые из них допускают определенные отклонения, нарушения; низким, если имеются частые массовые нарушения.

Дисциплина труда в каждой конкретной организации определяется разд. VIII ТК РФ (ст. 189-195) и правилами внутреннего трудового распорядка. Для отдельных категорий работников, нарушения трудовой дисциплины в деятельности которых могу г привести к серьезным последствиям, действуют уставы и положения о дисциплине (все виды транспорта, рыбная промышленность, связь и т. д.), утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

Основное содержание трудового распорядка составляют определенные обязанности сторон трудового правоотношения.

Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннею трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации — локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Дисциплинарная ответственность работника

Наложение дисциплинарного взыскания должно осуществляться только представителем работодателя, уполномоченным принимать решение о приеме и увольнении работников (так как в качестве одного из дисциплинарных взысканий предусмотрено увольнение).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к работнику (работникам) дисциплинарные взыскания, перечисленные в ст. 192 ТКРФ:

* замечание;

* выговор;

* увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. В некоторых случаях дисциплинарное взыскание может последовать и по таким основаниям, которых нет в ТК РФ.

Примером установления федеральным законом дополнительного основания для дисциплинарного увольнения работников является п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: трудовой договор со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником без уважительных причин возложенных на него трудовых обязанностей (Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, правил охраны труда и техники безопасности, устройства и безопасности эксплуатации оборудования, а также приказов, указаний, письменных поручений администрации, исполнение которых обязательно для работника и которые не противоречат трудовой функции, оговоренной должностной инструкцией, рабочей характеристикой или трудовым договором ) .

Работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ:

- от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

- выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

Работодатель при наложении взыскания должен учитывать тяжесть проступка работника, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Материальная ответственность работника

Материальная ответственность как особый вид взаимоотношений работника и работодателя обеспечивает соблюдение дисциплины труда, профилактику неправомерного поведения, предупреждает небрежность и (или) умысел сторон в причинении вреда друг другу. Установление специальных процедур привлечения к ответственности работника и правил возмещения вреда создает гарантии сохранности имущества работодателя от порчи, уничтожения, утраты и т. д., а также защищает заработную плату работников от незаконных удержаний.

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана возместить этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 232 ТК РФ).

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем — выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 232 ТК РФ).

Материальная ответственность возможна только между сторонами трудового договора. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 233 ТК РФ). Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ).

Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (ст. 240 ТК РФ).

Под прямым действительным ущербом понимается (ст. 238 ТК РФ):

- реальное уменьшение наличного имущества работодателя;

- ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);

- необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие (ст. 239 ТК РФ):

• непреодолимой силы*;

• нормального хозяйственного риска,

• крайней необходимости или необходимой обороны (см. ст. 37, 39 УК РФ),

• неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Исключением, в частности, являются случаи полной материальной ответственности.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;

отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;

Работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба.

При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре.

Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

51. понятие и правовой статус муниципального служащего В настоящее время порядок прохождения муниципальной службы регулируется ФЗ ”Об основах муниципальной службы в РФ”. Под муниципальной службой в ИО понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности муниципальной службы.Мун должность муниципальной службы – штатная муниципальная должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий органов МС..Муниципальный служащий –гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом МО, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы с денежным содержанием, выплачиваемым за счет средств местного бюджета.Законом ИО определены следующие задачи муниципального служащего:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории МО; 2) защита прав и интересов МО;

3) обеспечение самостоятельности решения населением ВМЗ;4) обеспечение исполнения Конституции РФ и др. НПА федерального, областного и местного уровня;5) оказание содействия федеральным, областным органам государственной власти.Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории:

1) должности категории ”А”- должности, устанавливаемые уставом МО для исполнения полномочий органов МС, замещаемые путем выборов населением (это выборные должности)

2) должности категории «Б» - должности для обеспечения исполнения полномочий органов МС и лиц, замещающих должности категории «А» ;

3) должности категории «В»- должности, учреждаемые органами МСУ для обеспечения исполнения их полномочий.Должности категории «А» называются выборными муниципальными должностями.Должности категории «Б» и «В» называются муниципальными должностями муниципальной службы.Муниципальные должности муниципальной службы (должности категории «Б» и «В») подразделяются на следующие группы должностей:

1) главные должности муниципальной службы;

2) ведущие должности;3) старшие должности;

4) младшие должности.Должности мун. службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у муниципального служащего одной специализации, соответствующей профессиональному образованию.Установлены квалификационные требования к мун. служащим по:уровню спец.профессионального образов.стажу и опыту работы по специальности; уровню знаний

В законе определены требования для замещения всех 4-х видов групп муниципальных должностей муниципальной службы.Мун. служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Основанием дисциплинарных взысканий является совершение должностного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.Мун. служащий при наличии сведений о совершении им должностного проступка может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса об отстранен от выполнения должностных обязанностей. За временно отстраненным муниципальным служащим сохраняется материальное и социальное обеспечение.Порядок прохождения мун. службы, управление мун.службой, требования к муни. должностям муниципальной службы, права и обязанности муниципального служащего определяются уставом мун. образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ.Мун. служащий, имеет право на продвижение по службе, пенсионное обеспечение, внесение предложений в любые инстанции и т.д. Но обязан - исполнять приказы вышестоящих руководителей, добросовестно исполнять должностные обязанности, поддерживать уровень квалификации и др.ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» предусматривает для мун. служащих следующие гарантии:1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;2) денежное содержание и иные выплаты;3)ежегодный оплачиваемый отпуск;4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;6)обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;7)обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.Вместе с тем ФЗ«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусматривает целый ряд ограничений для муниципальных служащих. Мун.служащий не вправе:1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;2) быть депутатом ГосДумы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;6) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;10) принимать участие в забастовках;11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.Мун.служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.Мун. служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Наши рекомендации