Избирательный процесс как вид политического процесса и форма политического участия
Конституция Российской Федерации определила в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации — народ. Таким образом, впервые в практике государственно-правового развития страны формируется (юридизируется и институционализируется) новый гражданский источник и основание ее жизнедеятельности и преобразований. Важнейшей составной частью всего конституционного процесса является избирательный процесс.
Выборы органов власти — процесс политический. За любыми кандидатами стоят партии, движения, группировки, их поддерживают или им противостоят определенные силы (по выражению В. И. Ленина, "выборы дают политическую статистику"). При отсутствии в стране гражданского общества и правового государства выборы превращаются в гигантскую лотерею, где в качестве главного приза выступает абсолютная и бесконтрольная власть над обществом. В России со второй половины 20-х гг. шел процесс фактического отчуждения граждан от реальной вовлеченности в дело выработки и реализации политико-управленческих решений. И хотя Конституция СССР 1936 г. провозгласила, что избирательная система действует на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выборы в лучшем случае выполняли функции политического воспитания и проверки способности номенклатуры добиваться согласия населения на сохранение тоталитарной системы.
Первые в СССР выборы с применением ряда демократических новаций прошли в 1989 г., когда страна была еще не готова к свободным выборам, которым должен был предшествовать период просвещения, подготовки людей, изучения электората.
В ходе избирательной кампании 1990 г. по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов расширился круг субъектов, выдвигающих кандидатов в депутаты. Впервые были образованы предвыборные блоки.
Президентские выборы 1991 г. прошли при подавляющем перевесе демократических сил, выступивших единым фронтом против КПСС и КП РФ. Б. Н. Ельцин убедительно победил в первом туре, набрав 57 % голосов, и стал первым Президентом России.
Выборы Федерального Собрания в 1993 г., ознаменовавшие наступление эры парламентаризма в России, отличались острой конкурентной борьбой партий, ибо тогда впервые использовалась смешанная избирательная система. Из 13 участвовавших в избирательной кампании партий и объединений в парламент вошли 8. Выдержать конкуренцию смогли только те партии и блоки, которые имели региональные структуры, сильного лидера, пользующегося достаточной общественной известностью и авторитетом, и смогли достаточно умело провести предвыборную борьбу.
Уже в то время, однако, проявилась индифферентность электората, которая выражалась в незнании избирателями программ политических блоков, партий и движений. Только 14 % опрошенных указали, что в той или иной степени знакомы с политическими предвыборными документами. В целом по России лишь 16 % избирателей определили свои политические пристрастия, 50 % не испытывали политических симпатий ни к одной из партий, 35 % не смогли определить свою партийную ориентацию.
Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. началась после подписания 14 июля 1995 г. Президентом Б. Н. Ельциным Указа "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва". Если в 1993 г. предвыборную гонку начинали 35 избирательных объединений и блоков, то в 1995 г. — 67. Тогда преодолели барьер регистрации 13 избирательных объединений (блоков), а в 1995 г. — 43. Выборы ознаменовались достаточно высокой активностью избирателей. По данным ЦИК, голосовали 64,4 % граждан (12 декабря 1993 г. — 54,8 %).
Основная борьба за голоса избирателей велась между тремя политическими силами — сторонниками социалистической идеи (которую в основном воплощают коммунистические партии), либеральной идеи в ее различных ипостасях (от радикальной "Вперед, Россия!" до государственнического НДР) и представителями национал-патриотической идеи (Конгресс русских общин, ЛДПР и др.). Примерно 32 % избирателей поддержали левые силы, т. е. практически каждый третий выразил свою приверженность идеям социализма. Сторонники нынешней политической власти, включая их либеральных оппонентов, получили 27 — 28 % голосов. Национал-патриотической ориентации придерживаются примерно 20 % избирателей. Именно эти три направления и будут в обозримом будущем определять судьбы России.
Выборы показали, что реформы, проводимые исполнительной властью, не поддерживаются большинством граждан. Сумма голосов, полученных всеми демократами и НДР, составляет 25,7 %, коммунистами и национал-демократами — 47,5% избирателей. Центристское электоральное поле, безусловно, является самым раздробленным.
Выборы 1995 г. по сравнению с предыдущими более легальны в правовом отношении, ибо основываются на Конституции и на ряде законов, принятых Государственной Думой: "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 26 октября 1994 г., "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 9 июня 1995 г! Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. было утверждено Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году!; Главный вывод президентских выборов 1996 г. состоит в следующем; воздействие российского истеблишмента на поведение избирателей настолько высоко, что в состоянии* обеспечить ему' победу даже в самых неблагоприятных социально-экономических, условиях. Б. Н. Ельцин одержал победу благодаря гигантским усилиям и средствам, затраченным на интеллектуальное и технологическое обеспечение предвыборной кампании. Это первый такой случай в истории российской политики. Во всех предыдущих выборах и политических кампаниях воздействие профессионалов на электорат было довольно ограниченным, во всяком случае они не были на первых ролях. По итогам повторного голосования 3 июля 1996 г. за В. Н. Ельцина подано 40 млн: 208 тыс. 384 голоса, за Г. А. Зюганова — 30 млн. 113 тыс. 306 голосов?1.
В последние годы все большее влияние на процессы организации выборов оказывают "модели" участия партий в выборах в представительные органы, что находит свое выражение в новых подходах к правовому регулированию этого участия. Существуют три модели предвыборной стратегии: создание избирательного объединения в виде предвыборного блока (предвыборный блок — это объединение двух или более политических партий и движений организаций, не имеющих юридического права самостоятельно участвовать в выборах и формировать избирательное объединение); самостоятельное участие партий в выборах в качестве избирательного объединения; простое участие в выборах и наиболее крайняя форма такого "участия" — бойкот.
Выборы можно считать справедливыми, если процедура их проведения (законодательство, инструкции и т. д.) согласована всеми заинтересованными сторонами (включая, разумеется, оппозицию) и строго всеми соблюдается. При данных условиях проигравшая сторона фактически не может никого (кроме себя) обвинять в проигрыше и, естественно, признает результаты голосования.
Субъектам Федерации предоставлено право принимать собственное избирательное законодательство, устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждан, проживающих на их территории, применять избирательные системы и структуры представительных (выборных) органов, в наибольшей степени отвечающих местным интересам. В результате впервые в России в регионах пришли к власти не назначенные чиновники, а всенародно избранные политики.
Важное значение для избирательного процесса имеет электоральная культура. Электоральная культура — это относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения и электоральных отношений, избирательного процесса в целом, коллективная память людей о выборных процессах. Электоральная культура самым непосредственным образом связана с общей политической культурой общества и конкретного человека.
Для электоральной культуры определяющими являются два показателя: ответственность (понимание значимости выборов, интерес к ним и желание разобраться в ситуации) и компетентность (умение оценить ситуацию, соотнести свои интересы с предложениями и личными достоинствами кандидатов и партий) избирателя.
О тенденциях изменения уровня ответственности российского избирателя сказать что-то однозначно трудно. На выборах 1989 г. свыше половины избирателей участвовали в той или иной форме в выдвижении и обсуждении кандидатур, 70 —80 % знали или имели представление о платформах кандидатов своего округа2. Непосредственно на избирательном участке решение (за кого голосовать) приняла примерно пятая часть голосовавших избирателей. На выборах 1990 г. это число составляло примерно 30 %, а на выборах 1993 г. — 50 %3.
К парламентским выборам 1995 г. сформировалась четырехсекторная структура политических ориентации российского электората. "Левые" (коммуно-патриотическая) — 35 % электората, "правые" (патриотическая) — 20 %, "центристы" (сторонники "партии власти") — 25 % от общего числа российских избирателей. Демократический сектор охватил 20%.
Такое разделение электората сохранилось к президентским выборам 1996 г. Примерно также распределились голоса и на многих последующих региональных выборах 1996 — 1997 гг., что свидетельствует о сравнительной стабильности структуры электорального пространства.
История демократических выборов в России позволяет сделать некоторые выводы.
1. Выборы — это наиболее оптимальный способ обновления власти и легитимизации политической системы и ее составляющих.
2. Применение любой избирательной системы способствует сокращению на парламентском уровне численности партий, за которых голосуют избиратели. Предпочтение отдается самым крупным из них. Многопартийные системы функционируют обычно наподобие двухпартийных, когда партии образуют прочные долговременные или кратковременные коалиции, и избиратель имеет лишь одну альтернативу. При незавершенности формирования устойчивой многопартийной системы общество в большей степени полагается на авторитет популярной и сильной личности, нежели на авторитет партии, что подтверждается воздействием на различные слои электората харизмы ряда российских лидеров.
3. Процесс становления многопартийности недостаточно урегулирован. Субъектами избирательного процесса законодатель считает не партии, а избирательные объединения и избирательные блоки. В результате расширенной трактовки статуса избирательного объединения право на участие в выборах получили 206 общественных объединений. 70 избирательных объединений и блоков сделали заявку на участие в выборах. Не случайно в конце 1995 г. избирательное законодательство подвергалось обоснованной критике, в Конституционный Суд поступали запросы от Верховного Суда, от группы депутатов Госдумы (102 подписи) о проверке конституционности его положений.
4. Прослеживается тенденция снижения активности избирателей. Падение интереса к выборам во многом связано со снижением роли представительных органов власти в политической жизни общества. Абсентеизм избирателей обычно вызывается двумя причинами: 1) особенностями конкретной выборной кампании, когда неинтересны именно данные выборы; 2) общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране. Причина абсентеизма российского избирателя — распад социальных связей и отчуждение его от политики. статутов и считают., что ни один из них не выражает его интересы. Избиратели высоко ценят прагматизм, центризм, реализм, ориентирующие на сотрудничество, взаимодействие различных сил.