Метла, мазь для полета и Гандрейд

Метла, мазь для полета и Гандрейд - student2.ru

Ведьма превращается в летящую сквозь ночь сову; Стрига, или «сова сипуха» классической традиции

(C) перевод Метла, мазь для полета и Гандрейд - student2.ru svart_ulfr

В темном, продуваемом всеми ветрами лесу раздается крик совы; приближается полночь, над домиком нависает тьма, которую едва разгоняет тростниковая лучина. Женщина распускает волосы и начинает петь, призывая господина, одетого в черное, и диких Владычиц Ночи. В мерцающем свете лучины черный кот с удовольствием прислушивается к тому, как эхо от заклятий ведьмы гуляет между низко нависшими балками. Его хозяйка берет гусиное перо, и принимается наносить на лоб, виски и подошвы темно-зеленую мазь из маленького горшочка; при этом она стоит на коленях, и под ногами у нее пучок из березовых веток.

Комнату постепенно заполняет клубящийся туман, и ведьма уходит в то ли сон, то ли транс, куда погружают ее духи белладонны. Звучный призыв не смолкает и тогда, когда дух ведьмы уже покидает тело, как если бы оно продолжало петь само по себе. Губы шепчут «Конь и шапка, во имя Дьявола», а затем она, оседлав веник, поднимается вверх, через широкое отверстие дымохода. Она взмывает в высоко в небо, где лишь облака и звезды, и начинается скачка сквозь ветреную ночь; над лугами, реками и долинами ведьма летит к горе, где проводится шабаш, чтобы оказаться в пещере и спуститься в Нижний мир к Девяти Матерям…

Этот архетипический образ ночного ведьмовского полета не метле глубоко укоренился в европейском народном сознании, и корни у этих представлений действительно очень древние. В традиционном колдовстве метла выступает как символическое средство, с помощью которого можно выйти за пределы нашего мира и очутиться в непостижимой реальности Иного мира. Важно понять заключенный здесь магико-поэтический смысл, ведь в шаманской традиции «полет» всегда подразумевает экстатический транс и визионерское перемещение души.

Таким образом, метла выступает символом экстатических ночных поездок последователей Темной Богини, Дамы Хольды, Дианы или Иродиады. Эта шаманская мистерия лежит в основе Древнего Ремесла, - как древняя инициация и тысячелетняя европейская традиция. Деревья, из которых ведьмы обычно делают метлы, имели и скрытое, эзотерическое значение: так, ясень, из которого делают метловище, символизировал одновременно дух (Anda) и воздух - пространство, которое должна преодолеть ведьма, Мировой Ясень Иггдрасиль и шаманский экстаз (Odhr), благодаря которому душа и отправляется в полет; ивовой лозой ведьмы связывали метлу – и это дерево ассоциировалось с Луной и туманными водами, которые нужно было пересечь, прежде чем войти в царство смерти и мудрости; и, наконец, березовые ветки указывают нам на Белую Госпожу, Даму Берхту, Богиню Земли, с помощью которой ведьмы жаждали очиститься и переродиться, пройдя посвящение.

Поэтому ясеневая ручка становится проекцией Мирового Древа, Иггдрасиля («Коня Ужасного» - то есть бога Вотана) и символизирует путешествие как в Верхний, так и в Нижний мир. Шаманы сибирских бурят путешествовали по мирам верхом на палке с конской головой, превращавшейся в волшебного скакуна, которую ритуально «оживляли» кровью жертвенного коня. В сибирской космологии Вселенная мыслилась как огромная юрта (палатка), где Полярная Звезда /Небесный Гвоздь, неподвижно висела над отверстием дымохода. Эта дыра открывает доступ к Иному миру, и войдя в транс, шаман проходит сквозь нее.

Подобным же образом и с той же целью ведьма на метле влетает в дымоход и в Северной народной традиции. Поскольку «Фрау Хольт» (“Frau Holt” ) является Старейшей Матерью (Elder Mother), нет ничего удивительного в том, что ведьмы отправляются в свои ночные путешествия верхом на палочках из бузины (elder): ведь бузина или «бузина черная» (Bourtree) издавна славится как «дерево ведьм». Ее эквивалентом в Огаме Птиц выступает ворон, символизирующий мудрость смерти, полет и хтоническое царство Аннуна. Души шотландских ведьм иногда путешествовали в обличье ворон, и гаэльское слово "Babdh" означает как черную ворону богини Морриган, так и ведьму или же «ярость». Португальская ведьма брукса (Bruxsa) с наступлением темноты превращается в огромную и зловещую ночную птицу, а козодой в немецком фольклоре известен как «Hexe», что заставляет думать о слиянии образов этой птицы и ведьмы, которая по ночам сосет козье молоко. Души шведских ведьм нередко превращаются в сорок, если им предстоит воздушное путешествие.

Воздушная кавалькада ведьм была известна в древней Скандинавии как Гандрейд (Gandreidh), «поездка на жезле», а слово «ганд» обозначало магический жезл, или «жезл власти» колдуна. В Вестерготском законе XII века есть упоминание о подобной «темной скачке»

“Женщина, я видел тебя верхом на заборе, с распущенными волосами и расстегнутым поясом, в шкуре тролля (маске), в то время, когда день и ночь были равны.”

Саксонское слово, обозначающее ведьму, звучало как «Haegtessa», то есть «оседлавшая изгородь»: изгородь выступает как граница между нашим миром и загадочным Иным миром, лежащим за пределами «обыденной» реальности и сознания. В древних скандинавских «Речах Высокого» упоминают ведьм, «оседлавших изгородь, колдующих в воздухе».

В процессе по делу ирландской ведьмы леди Элис Кейтелер (Alice Keyteler) в 1224 году описывается данная ей «трубочка с мазью, которую она наносила на палку», чтобы скакать рысью и галопом, невзирая на любые препятствия. Эта «мазь» была психоделическим препаратом, сделанным из паслена, который и вызывал у «ночных всадниц» ощущение трансового «полета». Немецкий теолог XVII века Преториус сообщает, что ведьм называют «сальными птицами» из-за использование ими подобных ингредиентов.

В 1608 мы находим у Гуаццо описания того, как ведьмы «наносят на какие-то части тела мазь, приготовленную из разных нечистых и отвратительных ингредиентов… и намазавшись, они уносятся прочь на коромысле, или на метле, или на тростинке, или на рогатине, или на прялке – на любой из вещей, что они используют для полетов»

В XVII веке шотландские ведьмы рассказывали, что ехали на шабаш верхом на пшеничных стебельках и гороховых соломинках, которые превращались в лошадей – это перекликается с бурятской «палкой-конем». Подобное же шаманское путешествие в Иной мир совершает и финский герой-волшебник Вяйнемёйнен, конь которого «на солому иль горох похож был мастью».

В 1596 году в абердинских ведьм обвиняли в том, что они танцевали «дьявольский танец, скакали по деревьям на большие расстояния». Также следует упомянуть коня древней британской богини Андрасты (Andrasta) по имени Марч Матен (March Maten) – верхом на нем колдуны отправлялись в полет.

Растение, известное как крестовник, считалось излюбленным «скакуном» всех английских ведьм, и существует поговорка «ведьма всегда ездит на крестовнике», но о кельтских ведьмах из Ирландии рассказывают, что они летают на стеблях тысячелистника. Венгерские колдуны-шаманы, Талтоши, путешествуют по небу, оседлав тростинку. Провести замечательную параллель с Мезоамерикой мы можем, вспомнив ацтекскую богиню перекрестков, Луны, женской сексуальности и прядения, известную как Тласолтеотль(Tlazolteotl). В кодексе «Fejérváry-Mayer» она изображена сидящей на метле, сжимающей в руках змею, а ее головной убор увенчан веретеном.

Богословы и священнослужители считали, что полет на метле, как реальный случай физической левитации, становится возможным благодаря сатанинским силам. Это было в корне неверным пониманием символизма ведьмовских мистерий, в которых метла становилась транспортным средством для души колдуньи и символом ночных полетов к богине Подземного мира, магического путешествия освобожденной души из обыденного мира в потаенные сферы бытия.

Полет на метле означал дорогу сквозь ночь, ведущую к границе между Срединным Миром и космической бесконечностью Аннуна. «Оседлавшая изгородь» вновь должна почувствовать, как пробуждается в ней и ищет выхода мистический экстаз, чтобы вместе с помощницами Иродиады проникнуть в таинства мистерий принять участие в шабаше подле Черного Котла, что находится в Скрытых Землях.

Наши рекомендации