Всемирная таможенная организация
15 декабря 1950 г. 17 европейских стран в Брюсселе подписали Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества. Его функциями являются:
1) изучение вопросов, касающихся таможенного сотрудничества;
2) изучение технических аспектов таможенных систем, а также связанных с ними экономических факторов с целью предложения членам Совета практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия;
3) подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными правительствами;
4) разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций;
5) разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций;
6) обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур;
7) представление заинтересованным правительствам по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам в соответствии с основными целями Конвенции и вынесение в связи с этим рекомендаций; .
8) сотрудничество с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества вступила в силу 4 ноября 1952 т. Правительство СССР присоединилось к Конвенции 1950 г. в 1990 г.
На октябрь 2005г. членами Всемирной таможенной организации являлись 168 государств, в том числе все государства - участники СНГ. На долю государств - членов ВТаО приходится около 90% мирового торгового оборота.
Высший орган Всемирной таможенной организации на ежегодных сессиях избирает председателя и шесть его заместителей, которые одновременно являются представителями шести регионов мира - АТР, Европы, Америки, трех частей Африки и Ближнего Востока. Россия входит в самый представительный Европейский регион, включающий около 50 государств.
На сессиях Совета Всемирной таможенной организации принимаются важнейшие решения по стратегическим направлениям деятельности.
В июне 2003 г. на сессии Всемирной таможенной организации впервые координатором Европейского таможенного региона и вице-президентом Организации была избрана Россия.
Помимо сессии руководящими органами Всемирной таможенной организации являются Политическая комиссия, состоящая из 22 представителей государств, включая Россию, а также Финансовый комитет, в который входят представители 17 государств, в том числе Россия.
Постоянно действующим исполнительным органом Всемирной таможенной организации является секретариат, штаб-квартира которого располагается в Брюсселе. Секретариат возглавляет генеральный секретарь, который избирается сроком на пять лет. Официальные языки Всемирной таможенной организации - английский и французский, в работе некоторых комитетов используются испанский и русский языки.
Генеральный секретарь: Кунио Микурия (Япония, с января 2009)
Всемирная таможенная организация координирует работу в рамках более 20 конвенций, 50 рекомендаций и ряда международных норм по отдельным таможенным вопросам.
Всемирная таможенная организация осуществляет также технические функции по разработке определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров для Всемирной тортовой организации.
Всемирная таможенная организация создала 9 региональных узлов связи по обмену информацией по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и другими таможенными правонарушениями. Узел связи, в который входит Россия, а также другие государства Восточной и Центральной Европы, находится в Варшаве.
В Москве создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации - один из четырех существующих в мире. Центр создан на базе Российской таможенной академии. Он содействует реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭС, их присоединению к международным таможенным конвенциям; пропагандирует новейшие направления развития таможенного дела в мире, которые разрабатываются Всемирной таможенной организацией (содействие и развитие электронной торговли, применение методик анализа рисков, применение унифицированных таможенных документов и др.). Кроме того, Центр осуществляет подготовку специалистов, способных в ходе таможенного контроля эффективно выявлять оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, наркотики.
На проходившей в январе 2005 г. в г. Алматы (Казахстан) второй конференций руководителей таможенных служб Европейского региона Всемирной таможенной организации, в которой приняли участие представители 38 государств, обсуждались актуальные задачи, стоящие перед таможенными службами в регионе, в частности такие вопросы, как развитие и модернизация таможенных администраций, эффективное и действенное, применение информационных и коммуникационных технологий, а также особая роль процедуры транзита - для укрепления сотрудничества и экономического развития). Мишель Данэ позитивно отозвался о тех усилиях, которые прилагает Россия как вице-председатель ВТО к сплочению таможенных служб Европейского региона, к внедрению передовых информационных технологий и автоматизированных систем в таможенное дело.
Основные международно- правовые документы Всемирной таможенной организации:
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. вступила: в силу 25 сентября 1974 г. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота России. Российская Федерация подписала Киотскую конвенцию. Через два десятилетия после принятия данной Конвенции стало ясно, что интеграционные процессы, происходящие в обществе, или, как их теперь называют, процессы глобализации, предопределили необходимость приведения положений Конвенции к современным реалиям. В течение четырех лет велась работа по пересмотру Киотской конвенции. 26 Мая 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации одобрила новую редакцию Киотской конвенции
Положения новой редакции Киотской конвенции строятся на следующих принципах:
1) ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалования решений таможенных органов;
2) принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур;
3) максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий;
4) совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками;
5) использование предварительных форм декларирования;
6) использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур;
7) всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб;
8) установление партнерских отношений с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности.
Структурно Киотская конвенция в редакции 1999 г. состоит из трех частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений. Помимо этого Конвенция включает в себя документы, которые не являются ее неотъемлемой частью (Приложения 4 и 5). Имеется также Протокол об изменении Конвенции, регулирующий процедуру присоединения к ней.
Основной текст содержит преамбулу, определение общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к Конвенции и выхода из нее, органах управления, условиях применения Конвенции и ряд других общих положений.
Генеральное соглашение состоит из десяти глав, в числе которых: таможенное оформление и другие таможенные формальности; пошлины и налоги; гарантии; таможенный контроль; применение информационных технологий; отношения между таможенными органами и третьими лицами; информация, решения и предписания таможенной службы; обжалование решений по таможенным вопросам.
Специальные приложения конкретизируют принципы применения различных таможенных, правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по отдельным таможенным режимам и сферам деятельности таможенных служб.
Основное отличие редакции Киотской конвенции 1999 г. от прежней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых стандартных правил. При этом присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.
Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести, стандартные правила (три года), стандартные правила с переходным сроком (пят: лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).
Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возможное для применения национального таможенного законодательства исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство.
Участником Киотской конвенции может стать любой член Всемирной таможенной организации и Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений, подписав Конвенцию без оговорки о ратификации, подав документы о ратификации после ее подписания, если ратификация необходима, или же присоединившись к ней.
Положения Киотской конвенции предусматривают создание Управляющего комитета, уполномоченного рассматривать практические вопросы выполнения, единообразного применения и толкования Конвенции, а также предложения по внесению поправок к ней. Членами Управляющего комитета являются участники Конвенции. Принимать участие в его заседаниях в качестве наблюдателя могут компетентные органы любого субъекта, правомочного стать участником Конвенции, или же компетентные органы любого члена Всемирной торговой организации,
На июль 2005 г. Киотская конвенция в новой редакции не вступила в силу, так как не набрала необходимого количества ратификаций государств-участников. Несмотря на это, Конвенция является главным международным документом в таможенной сфере. По ней сверяют свои национальные таможенные кодексы практически все государства мира, поскольку в Конвенции воплощены все новые идеи и тенденции, присущие современному таможенному праву.
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Ее участниками являются около 50 государств, в том числе Российская Федерация. В 1999 г. создан исполнительный совет Конвенции МДП, состоящий из девяти членов, избираемых Административным комитетом Конвенции МДП сроком на два года.
Конвенция регулирует перевозку грузов в любых видах транспортных средств от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием участия в Конвенции является осуществление перевозки хотя бы части грузов автомобильным транспортом.
В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра.
Наличие одного сопроводительного документа - книжки МДП - упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом за счет задержек в пути. Ежегодно таможенные органы России оформляют до 600 тысяч книжек МДП.
Когда операция МДП производится дорожным транспортным средством или составом транспортных средств, на них должны быть прикреплены прямоугольные таблички с надписью «TIR», отвечающие требованиям, приведенным в Приложении 5 к Конвенции МДП; одна табличка помещается спереди; а другая такая же табличка - сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств. Эти таблички должны быть помещены таким образом, чтобы они были хорошо видны, и должны быть съемными.
На каждое дорожное транспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Однако единая книжка МДП может составляться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно дорожное транспортное средство или на состав транспортных средств. В этом случае в грузовом манифесте книжки МДП должно указываться отдельно содержимое каждого транспортного средства, составляющего часть состава транспортных средств, или каждого контейнера.
Книжка МДП действительна для выполнения только одной перевозки. Она должна содержать по меньшей мере такое число отрывных листков для принятия книжки к таможенному оформлению и для ее оформления, какое необходимо для осуществления данной перевозки (ст. 17 Конвенции).
Согласно ст. 18 Конвенции, операция МДП может производиться через несколько таможен места отправления и места назначения. Однако за исключением случаев особого на то разрешения заинтересованных, участников или участника Конвенции:
а) таможни места отправления должны находиться только в одной стране;
б) таможни места назначения должны находиться не более чем в двух странах;
в) общее число таможен места отправления и назначения не должно превышать четырех.
Одобренные в 1997 г. поправки к Конвенции МДП сводятся к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить таможенные процедуры и усилить контроль за использованием книжки МДП.
1 сентября 1999 Р. Министерство транспорта РФ и ГТК РФ издал совместный приказ («О мерах связанных с применением на территории РФ Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенция о МДП), с учетом принятых поправок» от 01.09.1999 г. № 61/591). Данным приказом утверждены два положения: 1) о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП и 2) о комиссии по рассмотрению спорных вопросов, связанных с подтверждением допуска к процедуре МДП российских перевозчиков пользовавшихся этой процедурой до 17 февраля 1999 г.
Согласно первому положению, к лицам, желающим получить допуск к процедуре МДП, предъявляются следующие минимальные требования:
1) наличие опыта осуществления международных автоперевозок но не менее шести месяцев;
2) устойчивое финансовое положение, обеспечивающее выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП;
3) отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенного и налогового законодательств Российской Федерации и: задолженности по уплате таможенных пошлин;
4) наличие знаний в области применения книжки МДП.
Юридические и физические лица (перевозчики), желающие получить допуск к процедуре МДП, представляют в ассоциацию международных автоперевозчиков (АСМАП) письменное заявление, к которому прикладывают восемь различных документов, а также обязательство выполнять ряд требований, в том числе соблюдать таможенные правила и положения Конвенции МДП.·
АСМАП рассматривает представленные документы и в течение недели со дня подачи перевозчиком заявления и необходимых материалов направляет их в ФТС России Он в течение трех недель со дня получения документов из АСМАП проверяет отсутствие у перевозчика серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил и сообщает АСМАП результаты проверки не позднее недели после ·ее завершения.
Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства - участники Конвенции. Для этого определена форма карнета АТА, который используется в качестве таможенного документа для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.
В Российской Федерации функции гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России, общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС России. Россия присоединилась к данной Конвенции 2 ноября 1995 г. Всего к Конвенции присоединились свыше 60 государств.
Важность Конвенции состоит в том, что ·она позволяет использовать карнеты вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным ввозом.
Конвенция о временном ввозе товаров 1990 г. принятая с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к Конвенции. Временный ввоз разрешается при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер. .
В ст., 4 и 6 Конвенции определяется, что государство-участник имеет право обусловить временный ввоз товаров и транспортных средств предъявлением таможенного документа и предоставлением гарантии, а также возможности идентификации товаров и транспортных средств по окончании временного ввоза.
Согласно ст. 7, товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенною срока, достаточного для достижения цепей временного ввоза. Этот срок оговаривается в каждом приложении. Таможенные органы могут установить более поздний срок вывоза.
В ст. 10 Конвенции определяется, что товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, могут быть обратно вывезены одной или несколькими партиями. .
В ст. 11 говорится, что указанные товары могут быть вывезены обратно через иную таможню, чем та, через которую они были ввезены. Всего Конвенция содержит 34 статьи и ряд приложений.
Россия в 1995 г. присоединилась к Конвенции и к следующим приложениям.
Приложение А - о документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты СРО), Согласно данному приложению, документом временного ввоза является международный таможенный документ, приравненный к таможенной декларации, который позволяет идентифицировать товары и транспортные средства, и включающий международно действующую гарантию уплаты ввозных пошлин и сборов.
Карнет АТА - документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров, за исключением транспортных средств.
Карнет CPО - документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств.
Карнеты АТА и карнеты CPО могут выдаваться на срок не свыше одного года.
Приложение Б.l - о товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях и им подобных мероприятиях.
Приложение Б.2 - о профессиональном оборудовании.
Приложение Б.3 - о контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией.
Приложение Б.5 - о товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей.
Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г. состоит из преамбулы, 20 статей и приложения.
Под гармонизированной системой описаниям кодирования товаров понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования гармонизированной системы, приведенные в приложении к данной Конвенции.
Международный документ обязывает его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствие с гармонизированной системой. Развивающаяся страна может отсрочить применение всех или части субпозиций гармонизированной системы на необходимый ей период. .
В соответствии с положениями Конвенции создан Комитет по гармонизированной системе, который регулярно (не реже двух раз в год) собирается на заседания. Комитет имеет право вносить поправки в конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения.
Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. предоставляет возможность государствам-участникам сотрудничать на многосторонней и двусторонней основах в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.
Конвенция состоит из основного текста и двух приложений. Каждое приложение вместе с текстом Конвенции является самостоятельным договором. Приложения касаются следующих вопросов: сбор и взаимны обмен специальной информацией; обеспечение выполнения таможенными службами юридических действий; взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями. Для участия в Конвенции необходимо принять хотя бы одно из приложений,
Конвенция вступила в силу 21 мая 1980 г. В ней участвуют около 40 государств.