Государственное регулирование регионального развития в СССР и Российской Федерации
Управление региональным развитием
1. Исторические корни теорий регионального развития. Факторы размещения производства. Формы территориальной организации экономических систем и типы пространственной структуры.
2. Государственное регулирование регионального развития в СССР и Российской Федерации.
3. Основные цели и приоритетные направления социально-экономического развития регионов.
4. Методические принципы оценки уровня социально-экономического развития регионов.
5. Система показателей уровня социально-экономического развития регионов.
6. Федеральные программы регионального развития, принципы их разработки и реализации.
7 Практика регионального программирования.
8. Современная система регионального управления.
9. Цели и задачи стратегического планирования развития регионов в РФ.
10. Современная система стратегического планирования в РФ.
11. Нормативная и правовая база разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов.
12.Оценка эффективности реализации стратегий социально-экономического развития регионов.
……………
Роль и место регионального управления в системе управления народным хозяйством страны
Региональное хозяйство любого масштаба представляет собой сложный объект управления.
Государственное регулирование регионального развития в СССР и Российской Федерации.
Бывшему в СССР (коммунистическому) способу производства (центрально-управляемая модель хозяйствования) был присущ постулат о единстве политического, экономического и организационного подходов в региональном управлении. Применительно к конкурентно-рыночной системе хозяйствования – это становится атавизмом.
Общеизвестно, чтов России произошла смена способа производства. Существующая сегодня региональная сеть РФ сильно различается по условиям, воспроизводственному качеству (дифференциация регионов). В последние годы и ученые, и практики государственного и муниципального управления усиливают внимание к проблематике регионального управления и территориального планирования
Академиком А. Г. Гранбергомотмечено: «Логическую и методологическую базу российской стратегии образует парадигма: экономика России — не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей».
Качественно изменяются цели, критерии, функции развития территорий, их место в системе разделения труда, возрастает взаимосвязанность различных факторов и аспектов экономического и социального развития, а также зависимость развития регионов различного уровня друг от друга,
усиливается турбулентность международных отношений.
Сложность внутренней структуры регионального хозяйства требует учета взаимовлияний составляющих его элементов – рассмотрения его как пространственной системы.
С позиции теории систем, это требует единого управленческого алгоритма регионального хозяйствования и представляет собой довольно значительные трудности.
Современные региональные экономические системы выступают не только как объекты, но и как субъектыэволюционного процесса. Наблюдается взрывное развитие коммуникаций, многократно сокращающих расстояния и время в управленческих процессах. Происходит глобализация экономики и социума, интеллектуализация и информатизация населения, стремление людей к непосредственному приобщению к мировым культурным и научно-техническим достижениям, раскрепощению личности и свободе самовыражения (на основе интернациолизации права, образования, культуры), интеллектуализация занятости
Наблюдается потребность в усилении статуса субъекта, что обуславливает расширение става и функций РЭС.
Регионы становятся активными участниками стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, управления ими. Т.е происходит «экономизация» региональной системы.
Статус интегрального субъекта нац. хозяйства и соц.-экон. политики предполагает формирование у РЭС совокупности качественно новых функций, ориентированных на субъектно-объектное взаимодействие.
У регионов появляются функции саморегулирования, управления процессами саморазвития
Чем меньше экономическая масса региона и ниже степень его воспроизводственной целостности, тем больше управленческих воздействий должен замыкать на себя федеральный центр.
Следует отметить, что в современной региональной практике наблюдается смешение политического и экономического управления, а иногда – подмена экономичесого регулирования – политическим администрированием. Этот приводит к некомпетентным управленческим решениям в региональной экономике, размыванию ответственности за результативность регионального менеджмента и, в конечном счете, ослабляет управленческий эффект региональной системы хозяйства страны. Имеется потребность в разделении на региональном уровне политического администрирования и хозяйственного управления.
Т.о. региональная экономическая система (РЭС) представляет собой неотъемлемую часть, подсистему народного хозяйства страны в целом. Соответственно, система регионального управления представляет собой подсистему управления народным хозяйством страны в целом.
Указанное положение определяет специфику, особенности управления РЭС любого региона.
Предметом регионального управления и территориального планирования экономики являются исследование управленческих аспектов решения пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов развития