Государственное регулирование регионального развития в СССР и Российской Федерации

Управление региональным развитием

1. Исторические корни теорий регионального развития. Факторы размещения производства. Формы территориальной организации экономических систем и типы пространственной структуры.

2. Государственное регулирование регионального развития в СССР и Российской Федерации.

3. Основные цели и приоритетные направления социально-экономического развития регионов.

4. Методические принципы оценки уровня социально-экономического развития регионов.

5. Система показателей уровня социально-экономического развития регионов.

6. Федеральные программы регионального развития, принципы их разработки и реализации.

7 Практика регионального программирования.

8. Современная система регионального управления.

9. Цели и задачи стратегического планирования развития регионов в РФ.

10. Современная система стратегического планирования в РФ.

11. Нормативная и правовая база разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов.

12.Оценка эффективности реализации стратегий социально-экономического развития регионов.

……………

Роль и место регионального управления в системе управления народным хозяйством страны

Региональное хозяйство любого масштаба представляет собой сложный объект управления.

Государственное регулирование регионального развития в СССР и Российской Федерации.

Бывшему в СССР (коммунистическому) способу производства (центрально-управляемая модель хозяйствования) был присущ постулат о единстве политического, экономического и организационного подходов в региональном управлении. Применительно к конкурентно-рыночной системе хозяйствования – это становится атавизмом.

Общеизвестно, чтов России произошла смена способа производства. Существующая сегодня региональная сеть РФ сильно различается по условиям, воспроизводственному качеству (дифференциация регионов). В последние годы и ученые, и практики государственного и муниципального управления усиливают внимание к проблематике регионального управления и территориального планирования

Академиком А. Г. Гранбергомотмечено: «Логическую и методологическую базу российской стратегии образует парадигма: экономика России — не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей».

Качественно изменяются цели, критерии, функции развития территорий, их место в системе разделения труда, возрастает взаимосвязанность различных факторов и аспектов экономического и социального развития, а также зависимость развития регионов различного уровня друг от друга,
усиливается турбулентность международных отношений.

Сложность внутренней структуры регионального хозяйства требует учета взаимовлияний составляющих его элементов – рассмотрения его как пространственной системы.

С позиции теории систем, это требует единого управленческого алгоритма регионального хозяйствования и представляет собой довольно значительные трудности.

Современные региональные экономические системы выступают не только как объекты, но и как субъектыэволюционного процесса. Наблюдается взрывное развитие коммуникаций, многократно сокращающих расстояния и время в управленческих процессах. Происходит глобализация экономики и социума, интеллектуализация и информатизация населения, стремление людей к непосредственному приобщению к мировым культурным и научно-техническим достижениям, раскрепощению личности и свободе самовыражения (на основе интернациолизации права, образования, культуры), интеллектуализация занятости

Наблюдается потребность в усилении статуса субъекта, что обуславливает расширение става и функций РЭС.

Регионы становятся активными участниками стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, управления ими. Т.е происходит «экономизация» региональной системы.

Статус интегрального субъекта нац. хозяйства и соц.-экон. политики предполагает формирование у РЭС совокупности качественно новых функций, ориентированных на субъектно-объектное взаимодействие.

У регионов появляются функции саморегулирования, управления процессами саморазвития

Чем меньше экономическая масса региона и ниже степень его воспроизводственной целостности, тем больше управленческих воздействий должен замыкать на себя федеральный центр.

Следует отметить, что в современной региональной практике наблюдается смешение политического и экономического управления, а иногда – подмена экономичесого регулирования – политическим администрированием. Этот приводит к некомпетентным управленческим решениям в региональной экономике, размыванию ответственности за результативность регионального менеджмента и, в конечном счете, ослабляет управленческий эффект региональной системы хозяйства страны. Имеется потребность в разделении на региональном уровне политического администрирования и хозяйственного управления.

Т.о. региональная экономическая система (РЭС) представляет собой неотъемлемую часть, подсистему народного хозяйства страны в целом. Соответственно, система регионального управления представляет собой подсистему управления народным хозяйством страны в целом.

Указанное положение определяет специфику, особенности управления РЭС любого региона.

Предметом регионального управления и территориального планирования экономики являются исследование управленческих аспектов решения пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов развития

Наши рекомендации