Основные правила перевозки пассажиров в автомобилях-такси
Перевозки пассажиров легковыми автомобилями производятся как в городском, так и во внегородском сообщениях. По принадлежности и особенностям эксплуатации парк легковых автомобилей можно подразделить:
Ø специализированные автомобили-такси (должны иметь электронный таксометр, перегородку салона, привод на передние колеса и т.д.)
Ø легковые автомобили общего пользования отличаются от скоростных автомобилей таксометрами, сигнальными фонарями с зелеными стеклами, опознавательными знаками («шашками», буквами «Т», фонарем на крыше автомобиля), особым материалом для обивки сидений, двигателем для работы на бензине А-76
Ø легковые автомобили, предоставляемые предприятиям, учреждениям и организациям для служебных поездок
Ø легковые автомобили ведомственного подчинения
Ø легковые автомобили граждан
Ø автомобили проката индивидуального пользования
Ø автомобили специального назначения (скорая помощь, ППС, ГиБДД, МЧС и т.д.)
Легковые автомобили предназначены для индивидуальных и мелко групповых перевозок пассажиров, а также для обслуживания предприятий, учреждений и организаций при выполнении служебных поездок. Легковой транспорт не устраняет, а дополняет маршрутизированный городской и внегородской. В отличии от массового транспорта, работающего по определенному графику и маршруту, использование легкового транспорта в основном носит нерегулярный характер.
Области применения легковых таксомоторов:
Ø перевозки, требующие большой быстроты и срочности
Ø перевозки пассажиров с грузом
Ø экскурсионные поездки
Ø поездки во время, когда не работает городской пассажирский транспорт и в места, куда не проложены маршруты
К недостаткам можно отнести: малая провозная способность, высокая загромождаемость улиц.
Таксомоторный транспорт выполняет относительно небольшой объем пассажирских перевозок по сравнению с общим объемом перевозок пассажирского автомобильного транспорта. Доля таксомоторных перевозок по категориям городов (численности населения): 101-250 тыс. – 9%; 251-500тыс. – 8%; 501-1000тыс. – 7%, более 1000 тыс. – 6%.
В качестве автомобилей-такси используются автомобили: М-2140, ГАЗ-2401, ГАЗ-24-04, ГАЗ-31021, ГАЗ-2410, условия их эксплуатации характеризуются высокой интенсивностью работы в системе городского движения (Тн – 10-14 час, L общ – 300-400 км, L год – 80-100 тыс. км, увеличено количество пусков двигателя, открывания - закрывания дверей, окон, багажника).
Малый класс легковых автомобилей имеет три группы:
1. Переднеприводные (ВАЗ-2108, 2109 с кузовом «хэтибек»)
2. Заднеприводные классической компоновки (джипы типа «Нива», а в перспективе седан повышенной комфортабельности ВАЗ-2110 и его модификации)
3. Ориентированные модели АЗЛК, а в перспективе – седан с укороченным багажником
Средний класс имеет две группы:
1. В первой находятся специализированные автомобили – такси с кузовом вагонного типа и дизельным двигателем
2. Автомобили второй группы предназначены для служебного пользования и характеризуются высокой комфортабельностью.
К большому и высшему классу относятся представительские автомобили, ориентированные только на служебное пользование.
На базе автомобилей первой и второй групп целесообразно предусмотреть модели с кузовом вагонного типа – многоцелевые минивэны, совмещающие достоинства микроавтобуса, универсала и фургона на 5-7 мест. Целесообразно создать массовые производства сравнительно дешевых, самых экономичных, маневренных и простых в эксплуатации автомобилей типа: «Ока», «Панда», «Калина», ориентированных на города.
Легковые автомобили классифицируются:
1. По вместимости (включая место водителя): двухместные, четырехместные, пятиместные, семиместные, восьмиместные (с дополнительными откидными местами)
2. По типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные.
3. По рабочему объему двигателя: микро литражные (до 1 л), мало литражные (1-2 л), средне литражные (2-4 л), много литражные (более 4 л)
4. По форме кузова: универсал, седан, кабриолет, хэтибек и т.п.
5. По типу кузова: двух дверные, четырех дверные, пяти дверные.
Система транспортного обслуживания населения включает в себя следующие виды обслуживания:
1. Найм автомобилей-такси на стоянках - наиболее распространенная форма, но имеет недостаток – время на подход к стоянке и ожидание свободного такси
2. Найм свободного такси в пути следования - уменьшаются неоплаченные пробеги, но уменьшается вероятность совершения поездки
3. Подача автомобилей-такси по вызову (заказ) - принцип от «двери» до «двери», увеличивается оплата за счет подачи
4. Подача автомобилей-такси по наряду (почта, сберкассы)
5. Групповое обслуживание пассажиров (от конечных станций метрополитена до аэропорта, между вокзалами и портами)
6. Заказы такси с самолетов, поездов и т.п. – продажа талонов проводникам на внеочередное обслуживание таксомотором, для диспетчера таксомоторной стоянки
7. Обслуживание руководящих работников
8. Маршрутные такси – выполняют перевозки пассажиров по регулярным, постоянным или временным, городским и внегородским маршрутам.
Схема работ по организации движения и эксплуатации автомобилей-такси на линии включает:
a) Изучение спроса на таксомоторные перевозки
b) Определение ожидаемого объема перевозок
c) Расчет потребного количества автомобилей-такси и определение режима их работы
d) Разработку графиков выпуска автомобилей-такси на линию
e) Организацию выпуска такси на линию согласно графиков.
1. Посадка-высадка пассажиров возможна:
Ø На специально оборудованных таксомоторных стоянках
Ø На участках улично-дорожной сети, где разрешена остановка подвижного состава
( в соответствии с ПДД)
Ø В местах подачи автомобилей-такси по заказам пассажиров
2. Правом внеочередной посадки на таксомоторных стоянках пользуются пассажиры с грудными детьми, беременные женщины, инвалиды, участники ВОВ, пассажиры по специальным талонам транспортного средства
3. Таксомоторы не предоставляются для перевозок: инфекционных больных и лиц в нетрезвом состоянии
4. Остановка занятого таксомотора в пути следования и посадки в него других лиц разрешается только при соглашении на это находящегося в нем пассажиров
5. Обязанностью пассажира является погрузка-выгрузка всех принадлежащих ему вещей, водитель обязан оказать содействие в укладке багажа, а по окончании поездки, напомнить пассажиру о выгрузке всех вещей и багажа
6. Простой такси в ожидании пассажира (не по его просьбе) разрешается не более 30 минут, в ожидании инвалида как участника ВОВ – не более 1 часа
7. В случае найма такси на стоянке несколькими пассажирами (с согласия нервного в очереди) или посадке попутных пассажиров при согласии нанявшего такси пассажира, общая сумма платы за проезд распределяется между пассажирами пропорционально расстоянию, проследованному каждым пассажирам. Деньги передаются пассажиру, выходящему последним.
8. Одновременно проезд разрешается:
Ø в легковых таксомоторах марки «Волга» не более четырех взрослых и двоих детей дошкольников
Ø в легковых таксомоторах марки «Москвич» не более трех взрослых и двоих детей дошкольников
Ø в легковых автомобилях ГАЗ-24-04 «Волга» с кузовом «Универсал», шести взрослых и двоих детей дошкольников или четверых пассажиров и 140 кг багажа или одного пассажира и багажа весом 400 кг
9. Запрещается: перевозка строительных материалов, огнеопасных, легковоспламеняющихся, взрывоопасных, едких и зловонных веществ, колющих, режущих предметов, оружия без чехлов или упаковки и т.д.