Основные термины и определения. Судно - плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров

Судно - плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла или выполнения других хозяйственных задач.

Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное, промыслово-транспортное).

Пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.

Сухогрузное судно - судно, предназначенное для перевозки различных грузов, кроме жидких грузов наливом.

Наливное судно - судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.

Комбинированное судно - судно, предназначенное для перевозки наливом нефти и нефтепродуктов, а также насыпных и других сухих грузов.

Контейнеровоз - судно, предназначенное и специально оборудованное для перевозки грузов в контейнерах международного образца.

Паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами.

Рыболовное судно - судно, используемое непосредственно для лова рыбы, а также для добычи других живых ресурсов вод.

Стоечное судно - судно, постоянно эксплуатирующееся у берега (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, ремонтные мастерские, насосные станции и т. п.)

Судно смешанного (река-море) плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах.

Толкач - судно, имеющее сцепное устройство и предназначенное для вождения методом толкания других судов.

Буксир - судно, имеющее буксирное устройство и предназначенное для буксировки других судов.

Разъездное судно - судно, предназначенное для перевозки 12 пассажиров и менее.

Плавучий кран - крановое сооружение на плавучем основании понтонного типа для выполнения грузоподъемных операций.

Механизмы плавучего крана - дизель-генераторы, приводные двигатели и механизмы подъема, поворота, изменения вылета и передвижения крана.

Верхние строения плавучего крана - грузоподъемные устройства, установленные на понтоне плавучего крана.

Земснаряд - судно, предназначенное для проведения дноуглубительных и других путевых работ.

Регистровая вместимость - вместимость судна по правилам обмера в соответствии с Международной конвенцией. Различают полную (валовую) и чистую регистровую вместимость. Валовая вместимость включает объем всех помещений судна, чистая - только грузовых и пассажирских помещений.

Примечание: в зависимости от регистровой вместимости определяется большинство сборов, налогов и оплат за услуги.

Валовая вместительность - полный объем всех помещений судна в метрах кубических. Валовая вместимость в регистровых тоннах -это валовая вместимость в метрах кубических, деленная на 2,83.

Водоизмещение порожнем - водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной и котельной воды в цистернах судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей, но с водой, топливом, маслом в судовых системах и механизмах.

Грузоподъемность судна - количество груза в тоннах, которое может быть размещено на судне при погружении его на определенную осадку и обеспечении условий безопасности плавания.

Дедвейт - разность между водоизмещением судна при осадке по конструкционную ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту, и водоизмещением порожнем.

Элементы судна - регламентируемые Правилами Регистра конструктивные элементы: корпус, надстройка, судовые устройства и оборудование.

Освидетельствование судов - форма технического надзора и контроля за судами, осуществляемых Регистром.

Свидетельство судовое - документ, выдаваемый портовыми властями и классификационным органом и удостоверяющий соответствие судна требованиям контролирующих организаций.

Акт освидетельствования - документ, выдаваемый органом технического надзора (Регистра) и подтверждающий соответствие того или иного конструктивного элемента судна и (или) судна в целом требованиям этого органа.

Классификация судов - присвоение судам определенного класса Регистра.

Ремонт судна - выполнение комплекса технических мероприятий для восстановления на определенный интервал времени частично или полностью утраченных построечных качеств судна вследствие естественного износа или по другим причинам.

Текущий ремонт - поддержание технико-эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстро изнашивающихся элементов.

Капитальный ремонт - восстановление технико-эксплуатационных характеристик судна и (или) восстановление всех элементов судна, включая базовые.

Бербоут-чартер (bare-boat charter) - договор об аренде (фрахтовании) судна на длительный срок, по которому неукомплектованное экипажем и неснаряженное судно за обусловленную плату передается в пользование-владение.

Остаточная стоимость замещения (для судна) - восстановительная или заменяющая стоимость судна, за вычетом физического, функционального и внешнего (экономического) износа.

Право собственности на судно - право владения и распоряжения судном, определенное законом страны, флаг которой носит судно, и подтвержденное соответствующим свидетельством.

Тайм-чартер (time-charter) - договор фрахтования судна на время, по которому судовладелец, оставаясь собственником судна и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых законных грузов в любой порт в пределах определенного договором района плавания, за ис­ключением мест, недоступных для данного судна.

Тайм-чартерный эквивалент (Time-charter equivalent) - постоянный среднесуточный доход судна при рейсовом фрахтовании, который должен получать судовладелец на любом направлении перевозки.

Фрахтовая ставка (rate of freight) - цена за перевозку единицы груза.Классификация судов

Методика оценки стоимости распространяется на суда (строящихся, находящихся в эксплуатации, выведенных из эксплуатации и аварийных), классифицируемых по следующим признакам:

• морские, речные, смешанного плавания;

• водоизмещающие и нетрадиционные скоростные (на воздушной подушке, на подводных крыльях, скоростные катамараны, экранопланы с малой площадью ватерлинии, глиссеры и т.п.);

• самоходные и буксируемые.

К вышеперечисленным относятся суда следующего назначения:

• транспортные для перевозки грузов и (или) пассажиров, универсальные и специализированные;

• технического флота;

• промысловые и перерабатывающие;

• служебно-вспомогательные и обслуживающие;

• культурно-бытовые, спортивные, прогулочные.

Для целей оценки стоимости суда делятся на классы и категории. В зависимости от позиционирования на рынке суда как имущество подразделяются на два класса:

• специализированное имущество;

• неспециализированное имущество.

В зависимости от целей владения суда как специализированное и неспециализированное имущество делятся на следующие категории:

1) используемые владельцем в коммерческих целях в основной деятельности предприятия;

2) используемые в личных целях (для проживания и отдыха владельца);

3) используемые в качестве объекта инвестиций;

4) недостроенные суда, находящиеся во владении в качестве незавершенного производства;

5) используемые владельцем с целью обеспечения основной деятельности предприятия (служебно-вспомогательные и обслуживающие суда);

6) полностью оборудованные и функционирующие как самостоятельный бизнес и оцениваемые исходя из их коммерческого потенциала;

7) суда, находящиеся во владении, но не используемые в деятельности предприятия владельца (из-за отсутствия фрахта, по техническим причинам и т.д.).

Порядок отнесения судов к конкретному классу и категории согласовывается с клиентом, если иное не предусмотрено действующими нормативными актами.

Наши рекомендации