Форма государственного устройства
Территориальное управление со стороны государства требует определенной упорядоченности, территориального разделения и объединения его отдельных составных частей.
Поэтому территория государства, как правило, подразделяется на административно-территориальные единицы. Это не просто географическое деление страны. Она необходима для рациональной организации жизни и деятельности населения.
Такое деление осуществляется с учетом многих факторов, и прежде всего экономических, национальных, политических, идеологических и др.
Экономические факторы обусловливаются географическими и производственными особенностями страны, размерами её территории, численностью и плотностью населения, развитостью инфраструктуры, размещением производительных сил.
Национальный фактор определяется распределением по территории государства различных этнических групп.
Политический фактор заключается в степени развитости государственно-правовых институтов.
Идеологический фактор обусловлен господствующим в данном обществе мировоззрением.
Комплексный учет этих факторов позволяет осуществить оптимальное административно-территориальное деление государства, распределить полномочия между центральными и территориальными органами власти и управления.
Под государственным устройством принято понимать как административно-территориальное деление государства, так и национально-государственную организацию, взаимоотношение государства в целом и его составных частей. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.
Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на неэффективность. Несоразмерно децентрализованное государственное устройство чревато распадом государства.
Понятие «форма государственного устройства» дает ответы на вопросы:
- из каких структурных частей состоит государство (штат, край
и т. п.);
- степень зависимости территорий от центральной власти;
- каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и структурных образований;
- какой принцип положен в основу образования частей государства;
- каким образом выражаются интересы представителей различных национальностей.
На становление формы государственного устройства в различных странах оказывают влияние национальные, исторические, политические, социальные, географические, военные и другие факторы. В настоящее время выделяются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное (единое) государство – это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющих признаков государственности.
Признаки унитарного государства:
- наличие административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью;
- единая конституция и система законодательства;
- единая система высших органов власти и управления, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны;
- одноканальная система налогов;
- единая судебная система.
Наличие двухпалатных парламентов в унитарных государствах обусловлено историческими традициями. Они не имеют специального представительства от регионов. К примеру, в Великобритании парламент состоит из двух палат: палаты лордов и палаты общин. Такая система сложилась исторически. Она отражает компромиссный характер английской буржуазной революции.
Степень зависимости территориальных образований от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Централизованные государства: Норвегия, Швеция, Дания, Румыния, и др. – характеризуются высокой степенью зависимости регионов от центральной власти.
Децентрализованные государства: Испания, Франция, Англия и др. – отличаются тем, что территории пользуются определенной самостоятельностью в решении местных вопросов.
Можно также разделить унитарные государства на простые и сложные. Сложные унитарные государства имеют в своём составе отдельные территориальные образования, обладающие некоторыми признаками автономии. Это Франция (Корсика), Италия (Сицилия), Испания (Каталония), Грузия (Аджария), Англия (Графство Уэльс) и др. страны. Однако пределы самостоятельности автономии определяет центр.
Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) – сложное союзное государство, состоящее из территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью и некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство государства способствует учету национальных, географических, экономических, исторических условий, а значит и улучшению его управляемости. В настоящее время в мире насчитывается более двадцати федеративных государств.
Признаки федеративного государства:
- наличие различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли и т. п.), которые являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление;
- верховная государственная власть принадлежит федеральным органам;
- наряду с высшими федеральными органами существуют органы государственной власти субъектов федерации;
- компетенция между центром и территориями разграничивается конституцией или договорами;
- действует двухканальная система налогов;
- наличие в субъектах федерации своей системы законодательства;
- наличие судебной системы субъектов федерации;
- наличие двухпалатного парламента, верхняя палата которого состоит из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
Федерации могут быть построены по трем основаниям:
- территориальному (США, ФРГ);
- национальному (СССР, Югославия);
- национально-территориальному (Россия).
Федерация обладает устойчивостью при условии, если она строится на основе ряда принципов:
- добровольность объединения;
- симметричность и равноправие образующих федерацию субъектов;
- плюрализм и демократизм;
- законность и конституционность;
- принцип государственной целостности;
- принцип единства государственной власти;
- принцип строгого разграничения предметов ведения между центром и субъектами федерации;
- принцип единства правового пространства.
Федеративные государства неоднородны. Их особенности определяются историческими условиями образования, национальным составом населения, своеобразием культуры и быта народов, проживающих на территории федеративного государства.
Субъектами федерации являются территориальные образования: в США – пятьдесят штатов; в ФРГ – шестнадцать земель; в Швейцарии – двадцать три кантона; в России – 83 субъекта.
Как правило, федеральное законодательство не предусматривает возможность выхода субъекта из состава федерации. Этот подход основан на необходимости учета многообразных интересов различных субъектов федерации. В какой то мере это ограничивает суверенитет нации, право нации на самоопределение. В то же время, современные государства являются настолько сложными многоаспектными, образованиями, что их разделение чревато очень серьезными последствиями для населения.
Принцип единства и неделимости федеративных государств сложился после гражданской войны в США (1861-1865 гг.), которая возникла при попытке южных штатов выйти из состава США.
Включение в Конституцию СССР права наций на самоопределение, вплоть до выхода из состава федерации наряду с другими факторами, в том числе субъективными, привело к развалу единого государства. При решении таких проблем необходимо исходить из приоритета интересов человека над правами нации.
Исторической формой сложного государства является империя (лат. Emporium – власть). Это, как правило, насильственно создаваемое сложное государство.
Основные признаки империи:
- как правило, насильственный способ создания в результате проведения захватнической политики;
- наличие метрополии и колоний;
- формирование национального богатства и обеспечение высокого уровня жизни в метрополии за счет ограбления колоний;
- угнетение и эксплуатация зависимых народов.
Исходя из признаков империи, можно сделать вывод о неприемлемости использования этого термина к характеристике бывшего СССР, что допускается не только в митинговой полемике, но и в серьезных учебных изданиях.
Наряду с формами государственного устройства, могут существовать различные формы межгосударственных образований: конфедерация, содружество (ЕЭС, Британское, СНГ и т. п.), союзы (НАТО, ОПЕК), международные организации (ООН, ОАГ, ОАЕ и др.).
Конфедерация – союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей. К пониманию конфедерации существуют различные подходы
Конфедерацию нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. Это не государство в прямом смысле этого значения, а межгосударственное образование, союз государств, созданный с определенной целью. Конфедерация не обладает основными признаками государства.
Стадию конфедерации прошли Нидерланды (1579-1795гг.), Швейцарский союз (1815-1848гг.), Германия (1815-1866гг.) и др.
Попытки сформировать конфедерацию в более поздние времена ОАР (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) оказались бесперспективными.