Источники административного права
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм.
Источники административного права имеют ряд особенностей, которые отличают их от источников других отраслей права:
1. Самая главная особенность заключается в многочисленности и разрозненности нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. Административное право имеет в системе своих источников около десятка кодексов. Кроме того, в системе источников административного права наблюдаются такие нормативно-правовые акты, которые содержат нормы нескольких отраслей права (например, гражданского и административного, как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»). Причиной такого видимого многообразия источников отрасли является многогранность его предмета и универсальный характер метода правового регулирования.
2. Преобладание в числе источников подзаконных нормативно-правовых актов. Именно в связи с этой особенностью административное законодательство характеризуется чрезвычайно обширным кругом подзаконных источников, «часть из которых содержит общерегулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения и т.д., а часть - нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной «частной» ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы.»
Виды.
Выделяют несколько видов источников административного права:
1. Административно-правовой договор
2. Административный (судебный) прецендент
3. Административная практика
4. Правовой обычай
5. Административно-правовая доктрина
6. Нормативно-правовой акт.
Среди нормативно-правовых актов выделяются:
1. Конституция РФ 1993 - многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110-117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73)
2. Законодательные акты - наибольшее значение имеют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Например Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации
3. Нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения (Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное 6 марта 1996.; указ Президента РФ: «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г.)
4. Нормативные постановления Правительства РФ - постановление «О ведении государственного учета лесного фонда» от 20 мая 1997 г.В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и др.
5. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.
6. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.
7. Источниками административного права являются также нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми правообразующими полномочиями.
8. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.
9. Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.
Ученые приводят и некоторые другие классификации источников административного права.
Бахрах в зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы административного права, делит все источники административного права на несколько групп:
1. «акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов (куда, помимо прочего отнесены декларации, положения, акты об амнистии и другие акты палат Федерального собрания РФ);
2. акты Президента Российской Федерации (в том числе и распоряжения, как известно, не носящие нормативного характера);
3. акты государственной администрации (включая акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, а также ненормативные акты Правительства РФ - распоряжения);
4. акты муниципальных органов;
5. публичные договоры (международные договоры, федеративные договоры, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России либо администрациями субъектов Федерации);
6. акты правосудия (а именно: акты судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России, а также постановления Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации);
7. административные обыкновения (под которыми понимаются, прежде всего, правила деятельности в отдельных государственных организациях, т.е. локальные нормы)».
Ю.А. Тихомиров, выделяя две подгруппы источников административного права, причисляет к первой из них так называемые «собственные источники административного права»:
- административно-правовые идеи и концепции;
- правовые акты органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, включая акты правительств, администраций и ведомственные акты;
- правовые акты государственных акционерных обществ, корпораций, финансово-промышленных групп и иных хозяйственно-управленческих объединений;
- акты государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций;
- управленческие соглашения.
Вторую подсистему источников, по мнению Ю.А. Тихомирова, составляют:
- нормы Конституции РФ, конституции республик, уставы областей и иных субъектов РФ;
- законы РФ и ее субъектов;
- указы Президента РФ и акты президентов, глав республик;
- решения судебных органов (Конституционного Суда применительно к спорам о компетенции, Высшего Арбитражного Суда - к спорам административного характера, в будущем - решения органов административной юстиции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена тема «Механизм административно-правового регулирования».
Таким образом, можно сделать вывод, что механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Что касается элементов механизма административно-правового регулирования, то в отношении этого вопроса у ученых нет единого мнения. Но наиболее главными среди всех приводимых элементов являются административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, общие принципы административного права и источники административного права.
Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения имеют ряд особенностей, которые отличают их от норм и отношений других отраслей права. Прежде всего это касается того, что общественные отношения, которые являются объектом административно-правовых норм, имеют всегда управленческий характер, а административно-правовые отношения всегда являются властеотношениями, т.е. они обусловлены неравенством их участников, один из которых является властвующим субъектом, а другой - нет.
Что касается источников административного права, то их главная особенность заключается в многочисленности и разрозненности нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. К тому же среди источников преобладают нормативно-правовые акты.
Можно сделать вывод, что система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни. Поэтому на современном этапе необходимо реформирование административно-правовой системы, приведение ее в соответствие с требованиями жизни.