Уровни и функции политической идеологии
Выделяют следующие уровни идеологии.
Теоретический уровень, который именуют уровнем социальной философии. На этом уровне формируются, создаются, «отрабатываются» политико-идеологические теории, основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства).
Программно-политический уровень – здесь теоретические требования переходят в разряд действительных лозунгов, требований, определенных действий. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым уровнем.
Актуализированный уровень - здесь рассматриваются степень освоения людьми пропагандируемых идей, ее влияние на практическую деятельность людей, на политическое поведение.
Роль идеологии в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:
1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;
2) мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;
3) интегративную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;
4) амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;
5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, отличающим их от других форм политического сознания (например, политической психологии) - претензий на тотальную значимость (глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом предназначении изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.
6. К.Мангейм об идеологии и её социально-политической роли. Работа К.Мангейма "Идеология и утопия".
Немецкий социолог К. Мангейм рассматривал идеологию как продукт социальной жизни, подчеркивая социальную обусловленность всех без исключения идеологий и обусловленный этим иллюзорный характер их содержания. Он выделял два уровня идеологии — индивидуальный и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.). Соответственно первый уровень рассматривался как предмет исследования психологии, а второй — социологии.
С его точки зрения, идеология – метод социального познания, макрогипотеза. В этом смысле идеология вполне может быть как утонченной всеохватывающей доктриной, так и совокупностью неопределенных представлений и взглядов. Итак, под идеологией мы понимаем именно систему взглядов, отражающих политические интересы государств, этносов, классов и отдельных индивидов. Иначе говоря, идеология – это форма социально – обусловленного группового самосознания, выраженная в виде теорий, партийных программ, религиозных, философских и т. п. учений.
К. Мангейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в шкале представлений которой содержатся приемы «от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии.
Основная тема книги противопоставление утопии идеологии. Утопией Мангейм называет "трансцендентной по отношению к реальности ориентацию, которая взрывает существующий порядок"; тогда как идеология "стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни".
Категорию бытия Мангейм трактует не "вообще", но как "конкретную историческую форму общественного бытия".