Типология социальных изменений. Основные формы социальных процессов
Социальное изменение–это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает «необратимое изменение объектов», предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы: циклический, линейный и нелинейный.
Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми тенденциями. Циклические процессы могут проходить по типу маятника, волновых движений и спиралевидных.
Движение по типу маятника – наиболее простая форма циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то, наоборот, сокращаются, т.е. возвращаются к первоначальной сумме.
Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.
Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле – «возврат якобы к старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе. В первобытные времена природа воспринималась человеком как слепая господствующая сила. С Нового времени по ХХ век человек благодаря научно-техническому прогрессу обрел новые технологические возможности и счел себя ее покорителем и властелином. И лишь теперь он осознал свою гармоническую связь с природой и необходимость гуманного к ней отношения.
Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное – направленный процесс. Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма, например теория социальной эволюции Г.Спенсера.
Нелинейный тип. В ХХ веке теории линейных изменений подвергается критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип изменений – один из возможных. Для того, чтобы линейная тенденция сохранялась постоянно, надо, чтобы изменяющийся объект не подвергался воздействию внешних сил или же это воздействие должно быть нейтрализовано таким образом, чтобы социальная система продолжала оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.
Однако общество непрерывно изменяется. Люди, живущие в обществе, занимают определенное место, которое определяется статусом и ролью. Взаимодействие же ролей и статусов происходит по нелинейному типу. Современная синергетика, изучающая стохастический (случайный) характер процессов, оказала большое влияние на развитие гуманитарных наук. Социология подчеркивает, что общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а революционная или инновационная активность масс стремится освободиться от всех системно-структурных ограничений. Тогда возникает ситуация, когда перед обществом вырастает проблема выбора своего нового состояния. Такое разветвление или раздвоение называется «бифуркацией». Очень важно сказать, то бифуркация означает нарушение логики предшествующего развития и ее невозможно предсказать. Общество есть такая система, которая развивается, изменяется не только в силу причинно-следственных связей и отношений. Общество, переживающее бифуркацию, представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок.
Таким образом, переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Исторический процесс – это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которого является энергия, воплощенная в поведении людей.
Социальные процессы могут проходить в форме революции или реформ. Революционные изменения – это такие изменения, которые ломают старое в главном, коренном. Реформы как правило отождествляют с эволюционными, количественными изменениями, которые накапливаются медленно, постепенно. Но между революцией и реформой нет абсолютной грани. Революция охватывает достаточно длительный период, моменты которого нередко протекают в форме эволюции. К тому же революции вообще совершаются порой в эволюционной форме.. Поэтому нужно помнить, что в обществе постепенные количественные изменения и постепенные качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.
Нужно сказать, что пальма первенства в научном объяснении революций принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития.